О работниках в винограднике. Ч. 9. Притчи Христовы

1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4. и им сказал:

идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам.

Они пошли. 5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. 6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им:

что вы стоите здесь целый день праздно?

7. Они говорят ему:

никто нас не нанял.

Он говорит им:

идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему:

позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11. и, получив, стали роптать на хозяина дома
12. и говорили:

эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13. Он же в ответ сказал одному из них:

друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.


(Св. Евангелие от Матфея 20:1-16)



Богословское Толкование.

Несмотря на то, что в начале притчи сказано, что под виноградником понимается Царствие Небесное, у богословов были различные мнения по данному вопросу.
Ориген под виноградником понимал церковь, а Иоанн Златоуст — ?поведения и заповеди Божии?.

Феофилакт Болгарский пишет, что хозяин виноградника это Иисус Христос, который нанимает людей ?для возделывания виноградника, то есть, своей собственной души?. При этом он особо комментирует кого следует понимать под работниками, нанятыми в различное время:
одного утром, то есть, в юном возрасте, другого в третьем часу, то есть, около двадцати пяти лет, иных в шестом и девятом часу, то есть, лет тридцати от роду и вообще в мужеском возрасте, а в единонадесятом часу — старцев, ибо многие, и в старости уверовавши, получили спасение.

Аверкий (Таушев) пишет, что в образе равной платы всем работникам показано, что ?награда зависит не от заслуг человеческих, а исключительно от милости Божией?.



В притче Иисус Христос обращает внимание на время.

?Часы? - третий, шестой, девятый, одиннадцатый - могут означать или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные народы впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни человека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Слова Божия.

?Вечер? - это конец рабочего дня, то есть символически - конец земной истории Церкви или же конец индивидуальной жизни человека, смертный час его.

?Динарий? - это награда вечного блаженства на небе. Динарий символизирует награду – вечную жизнь с Богом на небе.
Пришедшие ?рано поутру? и пришедшие поздно получили одинаковое вознаграждение. Это очень огорчило пришедших рано и они стали роптать на хозяина. Здесь человеческая, формальная справедливость, хочет противопоставить себя Божественной щедрости и любви.


Вся эта гамма морально ничтожных чувств, которые обуяли ?первых? (и старшего сына из притчи о блудном сыне), уже, в сущности, подорвала качество их труда на ниве Господней. Первые работники, думали, что получат больше, чем последние работники, поскольку они переносили тягость дня и зной, работая в винограднике целый день. У виноградарей оценка оказалась формальной, а у хозяина духовно моральной. И по этой оценке, ?последние? стали ?первыми, и ?первые? - ?последними?. ?Ибо, - добавил Христос, - много званных, а мало избранных? (Евангелие от Матфея 20:16)

Этой притчей Господь учит нас тому, что благодать Божья, как и вечная жизнь, дается человеку не в результате арифметического подсчета количества его дел или по времени его пребывания в Церкви, но по милости Божией.

Иудеи думали, что им, как первым членам Царства Мессии, полагается большая награда по сравнению с христианами не еврейского происхождения, присоединившимися к этому Царству позже. Но у Бога совсем другая мера праведности.
На его весах искренность, усердие, чистая любовь, смирение более ценны, чем внешняя и формальная сторона человеческих дел.
Благоразумный разбойник, покаявшийся так поздно и искренне на кресте и всем сердцем поверивший в отвергнутого и истерзанного Спасителя, удостоился Царства Небесного наравне с другими праведниками, которые служили Богу с раннего детства.

Главной ошибкой иудеев, книжников и фарисеев была их гордость. Фарисеи, законники, книжки считали себя выше других людей. Они думали о том, что только они получат спасение от Бога.

Бог предлагает спасение, всем людям не только иудеям. Иисус Христос пострадал за всех нас грешников. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Евангелие от Иоанна 3:16).

Остается нам с вами поверить в Иисуса Христа и соблюдать волю Божью.



Иллюстрации - Притча о работниках в винограднике. Эжен Бернанд.


Метки:
Предыдущий: Жить
Следующий: Рождество -Чья душа поёт-