Семь чудес света

?Предисловие?

Чем поделиться я хочу?
Историей, о чём читала.
Разгадках прошлого, к ключу,
О тайнах, что не исключала.
Все семь чудес – это не миф,
И Древний Мир не позабылся!
А его список как курсив
До нашей эры появился. (Список ?семь чудес света? появился в III веке до н.э.)
Свящён был выбор числа семь -
Число ведь Бога Аполлона! (Аполлон родился 7 числа 7 месяца семимесячным)
Бог Солнца, ясности, он рем, (Рем – многозначное понятие)
Целитель, обладатель трона.
Он покровитель всех искусств,
А также музы без изъяна,
Он очищал людей для чувств, (он прощал людям грех убийства на войне)
Кто воевал, убил не клана. (клан – происхождение к общему предку)
Был предсказателем, силён,
Лик совершенства, златокудрый,
Сын Зевса также был умён,
Воспетый в праве зваться мудрый.
Ведь семь чудес - семь мудрецов!
Что в Древней Греции известны,
Их чтили множество веков,
Труды глубин до нас уместны.
Интерпретацию чудес
По списку чётко различают,
И связывают с Царём мест (Александр Македонский,III Великий,356-323 г. до н.э.,
Что Македонским величают. создатель мировой державы, Македонский Царь)

Часть I
?Пирамида Хеопса (Хуфу)?
( XXVI – XXIII век до н. эры, Гиза, Египет)

Я только видела одно,
Что уникально сохранилось,
А шесть других не суждено,
Землетрясение случилось,
Пожары также погребли,
Оставив только лишь фрагменты,
На вечность чудо сберегли -
Историки, их аргументы!
***
На Плато Гиза место есть,
Что достояние Египта,
Гробниц в том комплексе не счесть,
Лишь списком перечня постскрипта.
Он в направлении пустынь,
С Ливийской рядом, рекой Нилом,
Эль-Гиза город из святынь,
Некрополь словно правит миром.
Династий в несколько веков
До нашей эры в Древнем Царстве,
Где чтили множество Богов,
Задолго до Йешуа в Христианстве. (Йешуа – имя Иисуса Христа)
Три пирамиды, Сфинкс большой,
Что представляет льва богемы,
Он в двадцать метров высотой,
В длину за семьдесят в тандемы. (Тандем – расположение один за другим)
Хафра себя запечатлил! (Хафра – фараон Египта. Его лицо на Сфинксе)
Черты лица от фараона,
На лапе надпись посулил,
Что стражник вечного препона.
Лев – истребляющий врагов!
Был ?отцом ужаса? когда-то,
Врос он по плечи средь песков,
Рамзес II-ой спасал собрата.(Рамзес II – фараон XIX династии Древнего Египта)
Он лапы смог освободить,
И укрепить у ниши стену.
(4-ый) IV- Тутмос утвердить (Тутмос IV– фараон XVIII династии Древнего Египта)
Смог почву блоками на смену.
Ему явился Бог во сне,
Просящий помощи очистить,
Великий сфинкс позвал к себе
Тутмоса, требуя расчистить.
Тогда Царевич вопреки
Отцу-приемнику престола
Займёт дорогу напримки,
Пообещав стать фараоном.
Случилось, всё как обещал
Бог Сфинкса Тутмосу когда-то,
В гранитной стеле описал
Свою историю набата. (набат – фразеологическое единство архаического выражения)
Затем её установил
Меж лапами, чтоб было видно
И Древним Грекам объявил,
Уход оказывать стабильно.
Сфинкс – монолит, вес 200 тонн,
Заупокойный храм на Плато,
В центре капеллы возведён
В восточной стороне без злата.
***
Некрополь полон пирамид:
Хуфу, Хафры и Менкаура,
Плюс царство -спутников парит
В долине храмов викаура. (Викаур – обозначение Древнего города)
Хеопс – гранитных богов царь!
Он высотой под двести метров, (точна высота 146,7 метров)
Выше других, чтоб видеть в даль,
Ввысь к Богу солнца Ра и ветров.
Чтоб его площадь обойти,
Что в километр выступает,
Терпенье надо обрести,
Размах бесспорно впечатляет!
Вес пирамиды удивит -
Четыре миллиона в тоннах,
Верх пирамиды венчал пик
Из позолоты облицован.
Вогнутость скальных стен сторон -
Особенность центральной части,
Ведь масса давит с верха крон,
И блоки рушатся в напасти.
Внутри есть арочный пролом,
Вход истинный не сохранился,
В трёх погребальных цел наклон
К отцу Хеопса – отклонился.
По коридорам метров в сто,
Что низходящими зовётся,
Проходы в камеры пустот,
Чрез узкий лаз пролезть придётся.
А в погребальных ямах – ход,
Колодцы, с окружным каналом,
И остров близ подземных вод
Что погребён был под обвалом.
Остров Хеопса под землёй,
Где фараон расположился,
В пятнадцать метров глубиной
В гробнице с книгами хранился.
Вся усыпальница была
При статистическом свещении,
Сей электричество дала
Стена янтарная в строении.
Вопросов много по сей день,
О лабиринтах, их загадок,
Но поражает всех ступень
С портретом Тота без разгадок. (Тот или Гермес – лунный Бог мудрости и счета)
По всей поверхности стены
На пирамиде в южной части,
Под двести метров высоты
Бог-человек сидит у власти!
Он цикл астральный наблюдал,
Вёл в нём порядок, справедливость,
Бог мудрости и счёта стал,
Был лунный бог, сулящий милость.
Изображение – портрет!
Какие методы созданья?!!
В гигантской плоскости ответ,
Но не нашли творца деянья.
Какие средства влечены?
И что за знаки рисовали?
Размеры сей величины
Как гениально начертали?
Тут ювелирный аккурат!
Камнями контур обложили,
И после вековых дебат,
Всю истину не уличили.
Различных планов, знаков птиц,
Кругов, строений помещений,
Там цифры, буквы, скифы лиц,
Ходы рисованных строений.
Прошло почти пять тысяч лет!
Цель усыпальниц не понятна
Какой в века несёт зовет?
Что излучает в космос тайна?
На фотоснимках есть текста,
С оптическим все излученьем,
Смогли энергию тогда,
Служить направить со значеньем!
В такой системе величин
С фотометрической основой
В спектральной плоскости причин
Есть частота волны готовой,
Где точки спектра задают
Энергию для излученья,
И пирамиды отдают
В верх световое освещенье.
Разумна стройка пирамид!
И грандиозно рукотворство!
Метод строительства не миф,
Где левитация – устройство! (левитация – это антигравитация)
Блоков паренье над землёй
На высоту под 30 метров
Достигли энерго – струёй
Для генерации объектов.
Энергетический канал
В восточной части пирамиды
Вес блоков как-то облегчал
При гравитации эгиды.
Взаимодействие с землёй
Как генератор ослабленья
Блок доставлялся над стеной
По месту нужного значенья.
Узлы подъема блоков вверх
Шатрообразно закреплялись,
Магнитным полюсом наверх
Строителями применялись.
Цивилизацию тех лет,
Всю сложность знаний того мира
Ещё не видел этот свет,
Фрагменты только ориентира.
Подставка в пирамиде есть,
Лежит там книга в ожиданье,
Того, кто сможет всё прочесть,
Но нет достойного в изданье!
Священный умысел таит
Надёжно спрятанные тайны
Всех легендарных пирамид,
Что в усыпальницах бескрайны.
Всех ценностей не перечесть,
Что с фараонами хранятся:
Цветное золото и медь,
Орудия от нас таятся! (Оружие - лазерное, энергетическое)
Есть также гибкое стекло,
Светильники, что негасимы,
Есть там корабль заодно,
Он также был неповторимый!
Не колесница, а виман, (виман – летательный аппарат описанный в древних книгах)
Длиной почти был 600 метров
Свехпрочный камень, не обман,
Парил над Нилом быстрей ветров.
Модель такого корабля
Хранится в Африке, в музее (Каирский египетский музей в г. Каир, основан в 1858г)
Оригинал хранит земля,
Ведь не нашли его позднее…
Как не нашли Хеопса там,
А лишь ладью его из кедра,
Что бороздила по волнам,
Длиной в сорок четыре метра.
Ладья была вся без гвоздей,
Без металлических оснасток,
И чтоб плыла она быстрей,
По десять вёсел в борт балясок.
Почти шесть метров в ширину,
Имеются в ней две каюты,
Всех поражала в старину,
Своим убранством, звуком люты.
И до сих пор, из век в века,
Историкам не разобраться,
В инопланетных письменах,
Что по сей день для нас таятся.
Все пирамиды потрясают
Невероятностью умов!
Нас египтяне удивляют,
Познанием своих трудов.
Ведь инженерной точности
Расчет невероятный!
Кто ?числом Пи? для счётности (обозначение ?Пи? открыл в 1761г.И.Ламберт)
Владел?, незаурядный!
А принципы сечения (?золотое сечение? математик Мартин Ома в 1835г.)
Откуда они знали?
И есть предположения,
Пока не доказали…
Ведь контуры созвездия
Собою повторяют,
Всю ?Ориона? копию (созвездие ?Орион? на расстоянии 860 световых лет от Солнца)
Постройки представляют.
Они обсерваторией
Космической являются!?
Сейчас этой теорией
Глобально занимаются.

Часть II
?Висячие сады Семирамиды?
(XXVI-XXIII век до н.э. Вавилон, в настоящее время Ирак, к югу от г. Багдада)

?Врата богов? был Вавилон!
Духовный центр возрожденья,
Был мегаполис тех времён,
При Новуходоносоре правленья. (Новуходоносор II – вавил.царь 605-562г до н.э.)
В столице Царства правил он,
Возвёл дворец, что звали пышный!
Роскошный ?загородный дом?
Им обладать мог лишь всевышний.
Был в ряде крупных городов,
На севере, в центре торговли,
Где правил царь, совет жрецов,
С главой старейшин в изголовьи.
Весь Вавилон стал процветать
Экономически, культурно,
С Нинивеи дань получать,(Нинивея – Ассирийское государство с VIII- VII в.до н.э.)
И даровых рабов не скудно,
И политический вопрос
С царём Мидийским разрешился
Победой вавилонских войск
На Ассирии утвердился.
За территорию давно
Они с друг другом воевали,
Но стали вместе за одно,
И поровну ей обладали.
Союз решили заключить
На территории смиренья,
И подытожьем подтвердить
Женитьбой это примиренье!
Дочь, что Мидийского царя
Царицей стала Вавилона,
Своей любовью одаря,
И обладательницей трона.
Но Амитис стала скучать (Амитис – дочь Мидийского царя)
По Мидии, её природе,
Привыкла зелень с гор вдыхать,
На воздухе и кислороде.
А Вавилон в равнине был,
Песчаной, пыльной, внешне голой,
Тогда ей царь соорудил
Дворец мечты с родимой кроной.
Он ей висячий парк создал
Из гор, деревьев, возвышений,
И стройкой лично управлял,
Чтоб воплотить весь ход мышлений.
В крупнейший город превратил
Мечту жены дворцом богатым,
Чем мир бесспорно восхитил,
Творением столь гениальным!
***
Царь город знатно укрепил,
Тройные стены защищали!
На километры их продлил,
Кирпич в асфальте муровали.
А толщина трёх общих стен
Под тридцать метров получилась
Чтоб неприятель не посмел,
Сооружение крепилось
В платформе, высотой с гору,
И башни через двадцать метров,
Внизу был ров во всю длину
С каналами вокруг объектов,
И если войско подойдёт,
Его затопят непременно,
Поток воды из труб пойдёт,
И хлынет в ров почти мгновенно!
Зальёт всю местность и врага
Система вод для орошенья,
А город островом тогда
Отделится без пораженья!
Сооруженная стена
Врагов всецело восхищала
В торговле стала учтена,
Международным центром стала
Царя столица Вавилон,
И текли деньги неустанно
В его могучий бастион,
Врагам на зависть покаянно.
***
Дворец в сто метров высотой
В эмалированной укладке,
Блистал рисунками, резьбой,
Орнаментами в пёстрой кладке.
А в тронной зале стены все
Украшены цветной эмалью,
Пальметтами во всей красе, (пальметты –орнамент в виде пальмового дерева)
С колоннами, чёткой деталью.
Сады висячие жене
Задумал царь как фитостены,
Цветы – картинами из вне
Смотрелись словно феномены!
Росли деревья на стенах,
С балконов плющ цвёл, обвивался,
Фасад дворца ожил в кустах,
Сортами роз люд любовался.
И через множество веков,
Идею эту в интерьере,
В дизайнах лучших мастеров
Проектировщики на деле
При оформлении всего:
Фасада, комнат, помещений,
Внедряют суть садов легко -
Панель с картинами растений!
***
Идея сада фантастична!
Была с восточной стороны,
И стала мысль реалистична
Для той, кому они важны!
Цветущий холм, вечнозелёный,
В форме ступеней - пирамид,
В четыре уровня, весомый,
Что на платформах в высь парит.
Платформы были на колоннах,
Под тридцать метров высотой
Вся поэтажность в нужных формах,
По сорок метров стороной.
Поверхность ярусов в колонне
Была уложена в слои,
Чтоб сверху вниз, и при наклоне
Не просочилась вода в срои. (срои – саморегулирование инженерии)
Вначале был слой тросника,
Который смешан со смолою,
Два слоя дальше кирпича,
В гипсе смешались меж собою.
А сверху плиты из свинца,
На них был грунта слой огромный,
Для плодородного Дворца
С различной почвой, многослойный.
Деревья корни в нём пустить
Возможность сразу обретали,
Чтоб позже мир заворожить,
Растения все расцветали!
Система сложною была
Полива Сада в орошенье,
Внутри колонн была труба
С каналами в сооруженье.
И чтоб водой весь сад снабдить,
Качали воду постоянно (воду качали с помощью механизма из реки Евфрат)
С колодцев колесо крутить
Для сада, что обетованна! (обетованна -обещанный или желанный)
Безостановочно, всегда
Крутили колесо, в нём вёдра,
Чтоб поступала в верх вода
Не оставляли без присмотра
Рабов, что в связке на цепи,
Тягали вёдра, что из кожи
Ведь не было воды в степи,
А без неё бы сад не ожил.

***
Прообраз Амитис, садов,
Достался позже Семирамиде,
Ошибка аж в двести годов!
С легендой хитрости, ехиде.
Она в историю вошла
Убийством мужа – царя Нина,
Власть в Вавилоне обрела,
С культом Набу, а также сплина. (сплин – уныние)
Сбились историки в текстах
При расшифровке клинописных
Табличек, что живут в веках,
В дворцовых стенах закулисных.
Их сбил с пути Набу, что бог,
Его скульптуры влиты в стены,
Семирамидовый пролог (пролог – введение)
Указывал на её гены.
Руины можно посмотреть
В Ираке, к югу от Багдада,
Масштабным видом овладеть
Всем городом после распада.
Раскопки храмов и дворцов
Меняют вид сооружений,
Вновь оживает Вавилон
При реконструкции строений.

Часть III
?Статуя Зевса, Храм в Олимпии?
(435 г. до н.э., Олимпия, Греция)

Статуя Зевса, что в храме стояла –
Бесспорное чудо, что существовало!
Олимпийские игры, и их популярность
Уже 300 лет были здесь регулярность.
Популярны в народе давно игры стали,
В честь Зевса строительство все пожелали.
Он бог-Олимпиец, владеющий небом,
Огнём, громом, молнией, миром и делом!
Вложил в людей стыд, также совесть, судьбу,
Покровитель молящих за дом и семью.
Ему повинуются боги другие,
Он был им отцом в древнегреческом мире.
Следил за порядком и властью царей,
Защитник обиженных был для людей.
Зевса законы обычно все чтили,
И очень боялись карающей силе.
Пожертвовать в Храм было дело святое,
А культу, как Зевсу, ещё и благое.
Весь Храм вместе с крышей из мрамора был,
И самым высоким на веки прослыл.
Грандиозная крыша, размерами в метрах:
Тридцать на семьдесят стала намеднях. (намедни- это счёт в днях)
Тридцать четыре держали колонны
Толщиною в три метра массивные тонны.
Высота тех колонн десять метров была,
Площадь Храма к двум тысячам возведена.
На фронтонах, наружных стенах барельефы
Изображали Геракла в победах рельефы.
А двери из бронзы с скульптурами в рост
Открывали вход к культу, что апофеоз. (апофеоз – это возвеличение явления)
Скульптор Зевса стал Фидий, он был знаменит,
Своей техникой сложной, что всех удивит.
Афинский создатель творил чудеса,
Мог скульптуры возделывать под небеса.
Не сравнима была высота бога Зевса,
Семнадцати метров на троне сидевша!
Для тела каркас из эбена, что древо, (эбеновое дерево в 3 раза твёрже дуба)
В основе нуждалось практичное чрево! (чрево – внутренняя часть чего-либо)
Эбен очень плотный и долго растёт
Допустимый срок спила веками люд ждёт.
После тысячи лет его можно рубить,
И забрав сердцевину ствола сотворить:
Мебель, оружие, штучный товар,
Что всегда дорогой, эксклюзив, антиквар.
Ствол устойчив к термитам, а также воде,
Вся структура оттенков блестяща из вне,
Полироль в инкрустации не заменима,
Свойства дерева эбена очень ценимо.
Вот поэтому, выбрав такой материал
Скульптор Фидий надежды людей оправдал.
А всё тело скульптуры - слоновая кость!
Не многим творить из неё довелось.
Материал драгоценный, для роскоши был,
И конечно, навечно в дальнейшем служил.
Бивни слонов в кислоте размягчали,
В процессе прозрачными их получали,
После чего их могли разгибать,
По слепку скульптуры потом формовать.
Затем кислоту удаляли в воде,
Возвращая вновь жёсткость деталям везде.
Отбелить выставляли все части на свет
В скипидаре, в сосуде, достигнуть чтоб цвет.
Ну а дальше для качества сей материала
На медленной сушке деталь подсыхала,
Чтобы без трещин её получить,
Надо долго и правильно было сушить.
Всю скульптуру шлифуют, затем полируют,
Результат достижений на веки даруют.
Золотом чистым, вес в двести кило
Покрыли одежду, накидку его,
Скипетр с орлом, что был в левой руке,
Венок из оливы, что на голове.
Богиню победы, что в правой держал,
Часть трона, который его возвышал!
Ноги у Зевса покоились с львами
На скамейке, которую те поддержали.
Рельефы на троне его прославляли,
А Ники на ножках вокруг танцевали. (Ника – богиня победы)
Изобразили на троне Кентавра,
Тисея, лапифов, на фресках Геракла.
Там подвигов много, есть битвы, сраженья,
Весь трон безусловно искусство творенья!
Пьедестал от основы был метр в высоту,
И шесть метров по площади стал в ширину.
Создалось впечатление, если б Зевс встал,
Своей мощью снёс крышу легко пополам.
Был букашкой ничтожной любой человек,
Ощущался в подножье такой вот эффект!
При открытии статуи, на торжество
Вся элита гречан шла смотреть божество.
Поразились увиденным, и восторгались,
Были в публике те, кто на миг испугались,
Глаза бога святились, и ярко сверкали,
Как будто бы молнии в них излучали.
Тело сверкало божественным светом!
Оптический замысел станет ответом:
Бассейн приказал вокруг трона добавить
Фидий с водой, сверху маслом разбавить.
Поток солнца с дверей попадал на поверхность,
И оливковый тон придавал лучам резкость,
Устремляя их вверх, в отраженье на Зевса,
Голова, плечи бога светились уместно!
Преломленье лучей для иллюзии полной,
Ведь свет льётся от бога к стоящим у тронной.
Вся помпезность явления – заворожённость!
С экзальтацией чувств, где смиренна покорность. (экзальтация – воодушевление)
По преданию, Фидий, закончив работу,
С мольбой обратился пред Зевсом в угоду
Знамение дать, если нравится труд,
Который от скульптора все вокруг ждут.
И вскоре над ним разразилась гроза,
Дав знак, что услышали всё небеса,
Ударила молния в мраморный пол
Оставила знак, рядом с местом где трон,
Там чаша специальная в меди стояла,
И всем этот факт божий напоминала.
Почти 600 лет поражал Храм собой,
Землетрясенье нарушит покой,
Статуя Зевса при нём пострадала,
Но реставрация чудо спасала.
А дальше в Олимпии смуты начнутся,
Соседи с набегами к грекам вернутся,
И дерзко скульптуру начнут разбирать,
Храм разбивать, вывозить, воровать.
Утвердится христианство, и версия есть,
Что в Константинополе спрятан был Зевс.
Но при пожаре, который случился
Сгорел с частью города, не сохранился.

Часть IV
?Храм Артемиды в Эфесе?
(560 г. до н.э., г. Эфес, в настоящее время г. Сельчуг ,
на юге провинции Измир в Турции)

Эфес в античном мире слыл!
Где Артемиды Храм известен,
Построен в честь богини был,
И чудом света стал уместен.
Заложен город был как порт,
Эгейским морем омывался,
По побережью был простёрт,
С торговой бухтой развивался.
Он пять веков существовал,
В нём греки жили, процветали,
В стихиях после миновал,
Ведь отступило море в дали.
В упадке город прибывал,
На километры заилился,
С землетрясеньем пострадал,
И в оползнях дальнейших скрылся.
Но в славе город не забыт!
С богиней он отождествлялся,
И в поклонениях прослыт,
В числе чудес обосновался!
Ведь Артемида - Зевса дочь,
Сестра-близнец у Аполлона,
Жила в заботе день и ночь,
Чтоб на земле всё без урона –
Жило, цвело и развилось!
Бог плодородия, охоты,
Детей чтоб много родилось,
Всем Лунный бог сулила роды,
Ведь чадородием внила:
Людей, зверей, скотом домашним,
Всем покровителем была,
И целомудрием к пропавшим.
Всех опекала, берегла,
Благославляла в браке счастье,
Образ девичий сберегла,
И забирала всё ненастье.
Лидийский царь, он звался Крёз,
Решил пожертвовать богатство,
В честь Артемиды Храм из грёз (грёзы – это мечта)
Построить в мраморе убранство.
Херсифрон -архитектор был,
Возвёл все стены, колоннаду,
А после смерти его сын
Достроил замысел в усладу. (услада – радость, удовольствие)
Храм не зависел от властей
Был центром деловым Эфеса,
Для церемоний и гостей,
Финансовых дел для прогресса.
Имел коллегию жрецов,
В нём проводились все обряды,
Собранья знати, мудрецов,
Был как музей, где экспонаты.
За двадцать метров в высоту,
За пятьдесят был шириною,
Длиной в сто метров на пласту (пласт – слои почвы)
Блистал весь мрамор белизною.
Сто двадцать семь его колонн
В восемь рядов установили -
Число царей, разных времён (127 колонн – это образ 127 царей)
Крышу держать собой гласили.
Пракситель статуи создал, (Пракситель – древнегреческий скульптор IV в. до н.э.)
Что украшали внутрь Храма,
Рельефами вход восхищал,
Картинами - в эпохе слава! (эпоха – это период от 1 до 700 млн. лет)
А в завершение богатств,
Храм Артемида возглавляла,
Богиня в золоте убранств,
В слоновой кости поражала.
Огромный Храм всех удивлял!
Но есть тщеславие на свете… (тщеславие – ложная слава)
Безумец это доказал,
Прославится решил в сюжете. (сюжет – ряд событий)
В ночь, что в историю войдёт,
Родился будущий Великий(Александр III Великий, Макидонский,20июля 356 г. до н.э.)
В Храме пожар произойдёт,
На годы станет он безликий.
Поджёг устроил Герострат,
Желая славы в древнем мире,
Эфесцы имя истребят, (Эфесцы – жители г.Эфес)
Он - нарицание отныне.
А Чудо Света в прежний вид
Царь Александр восстановит! (Александр Македонский к началу III в. до н.э.)
Люд, в благодарность удивит
Портретом в Храме, что исполнит
Художник века – Апеллес, (Апеллес – живописец, друг Александра Великого)
Изобразит он полководца:
С телом от бога-Геркулес, (Геркулес или Геракл, сына Бога Зевса)
И с молнией первопроходца. (с молнией в руке изображали до этого только Зевса)
Когда заказчики пришли
За полотном для Александра,
То были все поражены
Эффектом оптики, меандра, (меандра – система происхождения излучин, изгибов)
Всем совершенством, красотой,
И живостью царя с портрета,
Что заплатили сверх ценой, (25 золотых талантов-денежная единица античных времён)
Какой не будет, аж три века!
Ни один автор в гонорар
Не получал столь за картину,
В придачу получил пиар,
С расположеньем к властелину.
***
Но в III веке нападут
На город готы и разграбят,(Готы – древнегерманский союз племён скандин.происх.)
Всю облицовку извлекут,
Единство Храма испохабят.
Начнут колонны падать все,
Под тяжестью уйдут под землю,
Христианство с готами из вне
На основанье церковь внемлют. (внемлют – значение как пример)
Стихия церковь погребёт,
С землетрясением исчезнет,
Но архитектор Джон найдёт, (Архитектор Джон Тертлу англичанин, 31.10.1861г.)
Фундамент Храма, что воскреснет.
А также смог он раскопать
Одну колонну из обломков,
Установить и отыскать
Храм для истории, потомков.
Руины Храма посмотреть
Все могут в Сельчуке кто хочет, (г. Сельчук на юге провинции Измир, Турция)
Духом истории владеть,
Что из веков для нас источит.

Часть V
?Мавзолей в Галикарнасе?

(351г. до н.э., в древнем государстве Кария, г. Каликарнас,
в наше время на юго-западе Турции в г. Бодруме)
***
Есть много историй о вечной любви,
Но к этой вниманье своё прояви!
В эпохах и эрах её изучают,
Фрагменты с раскопок весь мир удивляют!
Мавсол, что от греческого – мавзолей,
Нарицанием стало и скорбью царей.
Это имя теперь как надгробье звучит,
И великим правителям принадлежит,
Где их тело должно в усыпальницах быть,
И на века незабвенными слыть.
***
Правитель Ка’рии – Мавсол,
Считался мудрым, без ремиссий, (ремиссия – ослабление чего-либо)
Смог сохранить власть и престол
Сестре-супруге Артемисии. (браки с родными в знатных семьях среди
Прекрасный воин, дипломат, карийских и римских правителей,)
Стал независимым владыкой,
Слыл в Малой Азии набат, (набат – единство архаического выражения)
Сделав династию великой.
Мавсол был опытный стратег
Из местной знати управленья,
К искусству с тягой человек,
Жил в роскоши, что без сомненья.
Галикарнас он украшать
В традициях эллинских станет, (эллинские – это греческие обычаи)
И архитекторов созвать
Всех самых лучших пожелает.
Его столица процветать,
Блистать культурно зазывала,
Греко-карийская вся знать,
Скульптуры, храмы создавала.
Он правил жёстко и умел
Все соки выжить из народов,
Ему подвластных всех земель,
Извлечь доход с разных налогов.
Богатство с них он все вложил
В созданье зданий, укреплений,
Средиземноморский порт открыл
В подножье гор у побережий.
Он умно гавань укрепил,
Причал с базаром был построен,
С торговлею город прослыл,
Для жителей стал быт устроен.
За площадью, в сторонку гор,
Широки улицы с домами,
Театры, храмы лучших форм
Окутаны были садами.
Дворец Мавсола и жены
Был обнесён стенами прочно,
Из камня все возведены
В шесть километров длиной точно.
Одну единственную цель
Мавсол преследовал стараясь,
Великолепия земель
Создать в красе обороняясь.
Расположение дворца
Ему все виды открывало
На суше, с моря, мудреца -
Правителя оберегало.
Он четверть века жил с женой, (точная дата супружества - 24 года)
С которой правил очень дружно,
Итог – решение четой … (чета – супружеская пара)
Увековечить любовь нужно!
Себя, державу, свою власть,
Гробницей-Храмом что над всеми
На склоне гор, над морем всласть, (всласть – удовлетворение)
Упрётся ввысь к богам, что в небе.
***
Галикарнас как веер был,
В верху, с горами раскрывался,
В центральной улице решил
Мавсол, чтоб Храм обосновался.
На пике гор, посередине,
Где храм Ареса возведён, (Арес – бог войны)
А справа был храм Афродиты (Афродита – богиня красоты и любви)
С Гермесом, людом что почтён. (Гермес – бог торговли, прибыли, разумности)
Здесь самолюбие взыграет,
И демонстрация себя,
Преемственности, что внимает
Артемисия не скупя. (Артемисия – жена Мавсола)
Все именитые творцы,
И скульпторы архитектуры,
Идею взяли за уздцы
К творению новой культуры.
Сатир с Пифеем сочетать (Сатир и Пифей -прославленные греческие архитекторы)
Решили всё в архитектуре!
Три стиля в здании создать(объединения стилей:греческий, малазийской, египетский)
С элладой древнею в структуре. (Эллада – три ордера греческой архитектуры: коринфский, ионический, дорический)
Вид усыпальницы войдёт,
В историю чудес как диво!
Ведь уникальность превзойдёт
Красою шика в храм ретиво. (ретиво - старательно, исправно)
Факт интересный состоит
В том, что за скульптором участок
Был закреплён, и он творит
Свой стиль с традицией оснасток. (оснастка - совокупность средств труда)
Скопас с восточной стороны, (Скопас и Леохар сотворили Храм Артемиды в Эфесе)
А Тимофей творил у южной,
У северной, труды видны
Бриаксида с убранством нужной
Скульптурой фризов, статуй групп,
А с западной вновь отличались,
Там Леохар был трудолюб,
С которым замыслы рождались.
Античный храм от основанья
Сорок шесть метров в высоту!
Часть нижняя, где погребальня
Семьдесят пять была в длину.
Ну а другая сторона
В шестьдесят пять метров простирала,
Прямоугольная стена
Лишь первый ярус представляла.
На нём у внешней стороны
Скульптуры всадников вздымались, (вздыматься – подниматься вверх)
Львы охраняли, что верны,
Богов скульптуры возвышались.
Фасад центральной стороны
Весь барельефами украшен:
Охоты, битвы, что честны,
С кентаврами бой рукопашен.
Здесь с амазонками война,
Из стен лапифы оживают, (лапифы – это племя, воевавшее с кентаврами)
В сюжетах яркая стена,
Что в одах песнь сопровождают.(ода –жанр лирики с музыкой, посвященный событиям)
Великолепие скульптур!
Из мрамора, что белоснежен
Он малазийский шик культур,
Времён античности, что здешен.
Был мрамор этот не простой,
Крупнозернистый, дорогой,
С прожилками голубезны,
Что предавало белизны.
Все барельефы восхищали
Своей раскраской в синий тон,
А амазонок украшали
Орхистом в красноватый фон.
Все статуи, и барельефы
Их элементы, часть одежд,
Из бронзы были все рельефы,
И в позолоте сделан сеж. (сеж – процесс)
Вооружение, детали
Всех наконечников, мечей,
Уздечек также, и сандали
Блистали в золоте очей. (очи - глаза)
Весь первый ярус возведён
Для усыпальницы четы,
К гробницам вход сооружён,
Был замурован из плиты.
Второй был ярус поклоненья -
Звался святилищем тогда,
Там тридцать шесть колонн творенья,
Их по семь метров высота.
Скопас там создал две скульптуры,
В них изваяния четы,
Он сделал их с царской натуры,
Но только большей высоты.
(Теперь бесценный артефакт,
В Британском, в Лондоне, в музее,
Хранит историю как факт -
Произведенья эпопеи! (эпопея – повествование о исторических событиях)
Помимо них, ещё скульптуры
Их триста тридцать штук подряд,
Из мраморной также фактуры,
Между колонн стояли в ряд.
А дальше удивляла крыша,
Что третьим ярусом была,
Задумка явно для престижа - (престиж – влияние, уважение)
Парила в воздухе она!
Её держали все колонны,
Форма ступеней – пирамид, (24 ступени было у 3-го яруса пирамиды)
Легко смотрелись эти тонны,
Эффектен замысел флюид! (флюид – ток душевной энергии)
Там кульминация - квадрига! (квадрига – двухколёсная колесница с 4-мя конями)
Шесть метров кони высотой,
Бегут в движении без сдвига,
В упряжке правящей четой.
Также из мрамора возница,
Создатель – скульптор стал Пифей,
Финал триумфа – колесница, (триумф - право победителей шествовать по улицам)
В которой знать выше людей. (знать – аристократия, наследственность)
Правитель Карии – Мавсол (Мавсол умер в 353 г. до н.э.)
Своей гробницы не увидел,
Жена, заняв его престол
Закончила за год обитель. (обитель – пристанище, крыша над головой, приют)
Но жить без мужа не смогла,
Любовь к нему разум смутила,
Часть праха мужа развела,
И выпила, чтоб наступила
Смерть на одре после него,
Но яд не действовал мгновенно,
Два года мук, после того ….
Смерть наступала постепенно. (Артемисия умерла через два года в 351 г. до н.э.)
Останки были сожжены,
И в мавзолее возле мужа
С обрядом в Храм погребены,
С богатством, славою картуша. (картуш – это щит с гербом, вензелем или эмблемой)
Но до того как умереть,
Она народ свой восхитила!
В Родосе властью завладеть, (г. Родос находился в восточном средиземноморье)
И мудростью врага смутила.
Галикарнас завоевать
Враги мечтали после смерти
Мавсола, чтобы трон занять
И его земли в круговерти. (круговерть - быстрое движение)
Артемисия, видя флот
С Родоса, войском наступало,
Свой в гавань спрятала оплот, (оплот – надёжная защита)
А гражданам всем приказала
На крепостные стены встать,
Врага приветствовать махая,
Как победителю воздать
Все почести флот зазывая.
Тогда оставив корабли,
Вступили в город враги дружно,
Их перебили, погребли,
Приказ был выполнен как нужно.
В Галикарнасе пересел
Флот Артемисии в пустые
Все корабли, что поимел
Обманом праведным впервые.
Поплыли в Родос на врага
Переодетые снаружи
Военачальники тогда
Как победители к их суше.
Их в город радостно впустив,
Родосцев сразу перебили,
Удачу с властью получив,
Всё руководство там казнили.
Решила памятник тогда
Артемисия себе сделать,
Из бронзы, чтобы навсегда
Родос смотрел, что будет делать.
Она представлена была
Как выжигает клеймо рабства,
На гражданах, где обрела
Очередное себе царство.
А после смерти её брат ( родной брат Артемисии - Гекатомна)
Владеть и царствовать всем будет,
А дальше Ада в аккурат (Ада- жена и родная сестра Гекатомна)
На смене власти в атрибуте. (атрибут – отличительный признак принадлежности)
***
Персы и греки в гарнизон
Засели у Галикарнаса,
Там Македонский ждал поклон (оглас – оглашение)
С акрополя, с послом огласа. (акрополь – центральная укреплённая часть, кремль)
Галикарнас упорством слыл,
И люди город не сдавали,
В сопротивленьи сокрушил
В отместку тем, что защищали.
Был Македонский не в себе, (событие 334 г. до н.э.)
От факта злости к непокорству,
Разрушал город на земле,
Воздав хвалу его упорству.
А после битвы им владел
Каждый другой завоеватель,
Акрополь только уцелел,
В великолепье основатель.
***
Всех мавзолей тот восхищал!
Ведь XIX (девятнадцать) веков после
В руинах города стоял
Непоколебимый внешне вовсе.
Землетрясений череда
Вплоть до XIII (тринадцатого) века,
Верх с колесницей погребла (статуи с колесницы, части лошадей, барельефами и
В земле наследие проекта. и др.найдут во время раскопок, они хранятся
Ну а потом сюда придут, в Британском музее, в Лндоне)
И завладеют крестоносцы, (в 1404г.н.э. крестоносцы построят крепость Св. Петра)
Склеп усыпальниц разберут,
Чтоб строить церковь и помосты.
Здесь замок-крепость возведут
Из материала мавзолея,
Но экспедиторы найдут, (в 1846г. Чарльз Томас Ньютон – Британский археолог)
Что из Британского музея
Сей мавзолей, что не забыт!
И славой вечной восхищает,
Архитектурой в мир проник,
И современность прославляет
В различных странах, городах,
Вновь строят копии искусно (по подобию этого мавзолея построены: здание
Прекрасны здания, размах, парламента в Японии г. Токио, мавзолей америк.
В которых Чудо живёт, чувство президента Улисса Гранта в Сев. Америке, масон.
Любви былой, что на века храм в Вашингтоне, здание мэрии Лос-Анжелеса)
Нам в память о себе дарует,
Галикарнаская чета
В сердцах потомков торжествует!
Своим творением в летах,
Эпохах, эрах , совершенством
Идеи, замыслом, мечтах -
Неповторимые главенством! (главенство – господствующее, преобладающее значение)

Часть VI
?Колосс Родосский?
(292-280 гг. до н. э. Родос, Греция)

Об этой статуе гигантской,
Что в список Чуда включена,
Начну рассказ с войны гражданской,
В ней предыстория верна.
***
Перед походом на арабов
Царь Александр заболел (Македонский,20/23 июля 356 г. –19/13июня 323 г. до н.э.)
И в лихорадке, то ли ядов…
Смерть на одре не одолел.
Его империя в полмира,
Державой крупною была!
Среди соратников кумира
Потом была поделена.
Так Антигон владельцем стал (Антигон I Одноглазый – полководец А.Македонского)
Земли всей Малой Азии,
А Птолемей себе избрал (Птолемей – полководец А.Македон., потом правитель Египта)
Египет по оказии.
Он с Родосом союз скрепил
Торговлю контролировать, (Родос имел морские пути из Греции в Египет, в Азию)
Ведь остров Родос в центре был,
Он мог пути курировать.
Но разногласия случились
В борьбе за Родос у двоих,
Ожесточённо они бились
В боях неравных силовых.
Доход был основной в торговле -
Египет прибыль приносил,
Факт в зависть будет обусловлен,
И Антигон тогда решил,
Склонить всех жителей Родоса
Чтоб Птолемею навредить,
Войну затеять, но угроза
Союз не сможет надломить. (союз Родоса с Птолемеем, правителем Египта)
Такая вдруг категоричность,
Чтоб не нарушить договор,
Взбесила Антигона личность,
Осада – станет приговор. (осада – окружение укрепленного места с целью захвата)
Деметрий был сын Антигона,
Отец наследника послал…
Держал осаду больше года, (событие 305 года до н. эры)
Но Родос остров свой не сдал!
В состав их армии входило
Судов, четыре сотни штук!
А крепость войско окружило,
Солдатов сорок тысяч в круг.
Деметрий техникой военной
В стратегии всех восхитит,
Огромной башней современной,
С названьем ?гелеополит?.
Вся из железа, для осады
Она орудием слыла,
Чтоб проломить из стен преграды,
Вся с катапультами была. (катапульта – это метательная машина)
Боеприпасы в ней хранили,
По кругу встроен был таран (тараны –стенобитное орудие из бревна,с наконечником)
Но всё равно не победили
За год родосских горожан.
При отступлении оставить
Пришлось у стен башню свою,
Решат родосцы её сплавить,
Трофей за деньги, что в бою (трофей- это добыча, захваченная при победе)
Они себе завоевали,
А прибыль скоро удивит,
Купцам ?металлолом? продали,
Который всех обогатит.
На эти деньги, в честь победы
Решили почести воздать,
Создателю, что отвёл беды,
И дальше мог оберегать.
Бог Солнца Гелиос - заступник,
Он этот остров создал сам, (по легенде, Гелиос вынес остров на своих руках из морской глубины)
И по легенде всем был путник, (путник – странствующий)
И покровителем, и сан. (сан – это почетное положение)
***
Так ученик Лесиппа – Харес, (Лесипп - величайший греческий скульптор)
Заказ в Родосе получил,
На данность суммы в гонораре
К работе срочно приступил.
Но позже жители решили,
Удвоить статую в размер, (должна была быть 18 м, а стала 36 м высотой)
Двойную цену заплатили,
Не рассчитав затрат на спех.
Материал же увеличил
Её затраты в восемь раз!
В деньгах был Харес ограничен,
Но не решился на отказ.
Он деньги занял на скульптуру
У всех родных, своих друзей,
Чтоб замысел вошёл в культуру
Всей важностью былых идей.
Он титанически трудился,
Частями строил Гелиос, (Гелиос получил название Колосс- это большая статуя)
Родоначальником явился
Огромных памятников в рост.
Искусственное возвышенье,
Что в белом мраморе вздымал,
Как пьедесталом для решенья,
И крепежом каркаса стал.
Основа - восемь тонн железа,
И собиралась по частям,
Скульптура в глине, в точность среза
Крепилась в высь по насыпям. (чем выше скульптура, тем выше земляная насыпь)
Гиганта в бронзу нарядили,
Ушло в листах тринадцать тонн,
Двенадцать лет его творили!
У входа в гавань возведён.
Согласно древнему писанью,
Что достоверно по сей день,
Историку, его изданью (Филон Византийский – в своей книге описал это Чудо света)
Что проливает ?свет на тень?
О представлении фигуры…
На пьедестале Бог стоял,
Из атлетической натуры,
В одной руке факел держал.
Который ночью зажигали,
Чтоб маяком судам служил,
Как версию предполагали,
А по другой, за ней следил.
Как будто вдаль глядел взирая,
Рука ко лбу возведена,
И напряжённо, взгляд внимая,
Вечно смотреть обращена.
Ну а в другой, он покрывало,
Держал в руке, что до земли,
Оно с руки его спадало
В виде опоры у ступни.
На голове венец с лучами,
Покрытый золотом сверкал,
За километры он ночами
Виднелся в море, зазывал.
Тридцать шесть метров в высоту!
Скульптура Бога Гелиоса,
Создать шедевр и красоту
Мог гений лишь апофеоза! (апофеоз- возвеличение чего или кого-либо)
Но легендарный монумент
Для Хареса стал приговором,
Его творенье в аргумент -
Не повод был для кредиторов.
Несчастный Харес разорён,
Покончил жизнь самоубийством,
Но на века скульптор почтён,
Не только в мире византийском.
Шестое Чудо меньше всех
Из списка просуществовало,
Оно почти шестьдесят лет
На острове лишь простояло.
Землетрясение разрушит (землетрясение в 225-227 году до н.э.)
Произведение искусств,
Возле колен разлом послужит
Безжалостною силой в хруст.
На землю статуя упала,
Но повреждённость привлекла
Туристов, видом поражала,
Пропорциями завлекла.
Колосса палец обхватить,
Едва могли два человека!
Скульптуру эту не сравнить,
Ей восхищались больше века.
И девятьсот примерно лет
Лежал, всех восхищая Колосс,
Царь из Египта Птолемей
Восстановить хотел, но голос...
По прорицанию жреца
Родосцы в страхе подчинились,
Чтоб не разгневать мудреца
И Бога Солнца примерились,
В решенье статуи – лежать,
С запретом Бога потревожить,
Его не злить и не ваять,
А то проклятия возложит.
***
Арабы после нападут,
Власть переменится в захвате, (в 653 г. араб- полководец Муавии I захватит Родос)
И Чудо Света продадут
Купцу еврейской Эдесс знати. (Эдесс – древний город на юге-востоке Турции)
Бронзу на месте расплавлял,
Пилил скульптуру в форму слитков,
Добром верблюдов нагружал,
И вывозил в числе пожитков.
Парнокопытные стада
Из девятьсот верблюдов разом!
Груз вывозили навсегда…
Гласила хроника рассказом.
***
Американская ?сестра? (Статую Свободы,34 м (на 2 м ниже Колосса) французы подарили США в 1883г.)
Стоит пародией в Нью-Йорке,
Мемориальная доска
Гласит табличкою в сноровке.
Там в постаменте есть сонет, (конкурс выиграла Эмма со стихом ?Новый колосс?)
Что ?Новый Колосс? в написанье
Эмма Лазарус - не секрет,
Сравнила статую в изданье.
Но нет конечно, по сей день!
Скульптуры той оригинальней,
Пародии все под замен,
Не могут сделать гениальней.

Часть VII
?Александрийский маяк? (фаросский маяк)
( III век до н.э. г. Александрия Египетская, остров Фарос)

Александрию Македонский (город основан А. Македонским в 332-331г.до н.э.)
В Египте, в город возведёт!
Он станет знатный, крупный, броский,
Столицей позже наречёт.
Величественный вид дворца,
В котором есть сады и парки,
Библиотека у жреца, (Александрийская библиотека хранила более 500 тыс. свитков)
И мусейон, и зоопарки. (мусейон – учереждение при храме муз для ученых)
Элита знати в нём жила,
Из математиков, поэтов,
Врачей, художников, ала, (ала – это подразделение римской армии)
И астрономов, краеведов. (краеведение – знания в области гуманитарных наук)
Культурный центр обрела
Александрия при созданье,
Научный дух в себя вняла,
Архитектурное влиянье.
Расположенье выбирал
Царь очень тщательно, готовил
Построить порт и подбирал
Пересечение устроить
Наземных, водных трёх путей, (три пути – в Африку, Европу и Азию)
Две гавани построить нужно,
Чтоб приплывавших кораблей
В торговый порт принять радушно.
Одну по Нилу на реке,
На двадцать миль южнее дельты, (дельта – устье реки с разветвлениями на рукава)
Другую с моря в стороне,
На Средиземный берег кельты. (кельты – близкие по происхождению,языку)
Вниманья много уделил
Их укреплению, защите, (дамба-гидротехническое сооружение, для регулирования
На Ниле дамбу соорудил водных потоков, и по которой сверху дорога)
Для перехода всей элите (элита – совокупность людей высокого ранга)
Из континента на Фарос,
Чтоб остров был соединённый,
И Нил от ила не зарос
К фильтрации был привлечённый.(за счёт дамбы воды Нила не забивались песком,илом)
Когда умрёт Великий Царь,
И Птоломей его заменит
Успех правленья будет встарь, (встарь - как в прежнее время)
Заслуги мир потом оценит!
С ним город – порт стал процветать,
Богатства смог он приумножить,
И Чудо Света там создать,
Себя в истории упрочить.
***
Предназначенье маяка
Стало задумкою практичной,
Чтоб без проблем, издалека
Сигнал указывал логично (логично – разумно)
От всех препятствий кораблей,
От отмели был ориентиром,
Обход подводных был камней,
К заливу в порт служил пунктиром. (пунктир - точечная линия)
Огни сигнальные тут кстате!
Немаловажная в них роль,
Здесь наблюдательный пункт в штате, (штат – состав, в данном случае военный)
Чтоб не напал враг, вёл контроль.
Ресурсов много в стройку нужно:
Умов, финансов и трудов,
Чтоб грандиозный масштаб дружно
Осилить с помощью рабов.
Был Птолемей, как раз в сраженьях,
Себе всю Сирию забрал,
А также Кипр вернул в давленьях,
Поработивших всех пригнал
Евреев, в стройку маяка,
Теперь рабочих сил хватало,
Чтоб воплотить мечту в века,
И денег вложено нимало. (800 талантов, на наши деньги это цена 23 тонн серебра)
Был архитектором Сострат
Из города, что звался Книда,
Построит башню в аккурат, (аккурат – точность намеченного плана)
Что станет очень знаменита.
Первый этаж прямоугольный,
За тридцать метров стороной,
Из крупных плит стал неподъёмных
Известняка твёрдого в слой.
Он ориентир по направленьям
По свету всех его сторон, (4 стороны света – север, юг, восток, запад)
С определеньем положенья
И полюсами в горизонт. (полюс в горизонте указывает суточное вращение звёзд)
Второй был восьмигранной башней, (8 главных направлений ветров)
Для направления ветров (моряки различают 16-роза ветров или 32 румба)
Стояли статуи, отважней! -
Никто не видел у дворцов.
Они все в бронзе украшали
Из мрамора вторую часть, (флюгер –прибор для изменения направления ветра)
Как флюгера служить стояли,
Крутясь по ветру словно всласть.
Упоминания гласили
Факт о устройствах тех скульптур,
Они всех свойством поразили
И уникальностью структур.
Одна скульптура днем и ночью
Звук отбивала каждых час,
Другая стоя, с рукой - мощью (мощь - могущественная сила)
По солнцу двигалась кружась.
А когда солнце заходило
Рука в ней опускалась вниз,
Прогрессом сложным всех дивило
Научным замыслом релиз. (релиз – это демонстрация, показ)
А третья башня - круглой формы
На ней был купол во главе
Он опирался на колонны,
Что из гранита в большинстве.
А сверху купола из бронзы
Стоял в семь метров Посейдон (Посейдон – морской бог)
Он издавал звук как анонсы (анонс – предварительное, публичное оповещение)
Когда плыл враг со всех сторон.
Его пронзительный, крик дерзкий
Людей вокруг остерегал,
А также звуком данных версий
Народ для боя созывал.
Фонарь был в куполе, внутри
Всей цилиндрической постройки (цилиндр – геометрическое тело в виде валика)
Огонь горел вверх изнутри
Сложной системой зеркал в стойке,
Чтоб в отражении зеркал
Костёр святил на километры, (свет маяка достигал расстояния до 60 км)
Был закреплён в листах металл
Для факта мощности из недры. (недра - внутренность из которой что-то исходит)
Подача топлива в огонь
Была с подъёмным механизмом,
Он внутри башни возведён
Слыл безусловным прагматизмом. (прагматизм - практический полезный результат)
Сто сорок метров высотой, (высота была от 120—до 160 метров по разным данным)
Стояла крепость в виде башен,
В ней находился гарнизон,
И инвентарь с водой, что важен.
Служил маяк - тысячу лет!
Разным правителям династий,
О нём заботились, воспет, (воспеть - прославлять в стихах и песнях)
И пережил много напастий.
Землетрясение разрушит
Детали здания, фасад,
Цунами волнами обрушит
Строение в полный распад.
Конструкции его остатка (в 1477 г. султан Кайт-бей построит крепость -цитадель)
Используют на цитадель,
Фундамент станет часть придатка (придаток – дополнительная часть к чему-либо)
В основе крепости, в удел.
А в наши дни, теперь музей,
Морского, местного причала,
Хранит историю корней
Из древности, что величава! (величава – торжественное величие)

/10.02.2020 Мадлен/


Метки:
Предыдущий: Конкурс пяти строк - Осеннее. Итоги
Следующий: Занозы