Задалеская нана

?Кто спасёт одну жизнь – спасёт весь мир?
(Мишна, Санhедрин 4:5)


Лишь ворон с переломанным крылом,
Кровавую отыскивая пищу,
По тёплому слонялся пепелищу…
В урочище за брошенным селом
Лежали витязи на поле бездыханно,
Забывшиеся жутким, вечным сном
Открытые в груди зияли раны.
И обагрённый кровью бурелом
Хранил следы бескомпромиссной битвы.
Но душераздирающей молитвы
Никто не слышал. Жители убиты
В окрестностях почти до одного…
И не оплакали в ущелье никого.
Не уцелело ни одно жилище,
Склонившись, почернели небеса,
И наклонили головы леса
Над трупами мужчин и женщин.
Из тех , кто не дожили до седин,
Укрылись только 10 малых деток,
Убежище нашли под сенью веток
И в норах тех , что вырыты зверьми ,
От всех , кто именуются людьми;
В расширенных от ужаса зрачках
Жестокостью невиданною, страх
Посеяв зёрна , иссушил навеки
Глаза, иначе б слёз пролились реки,
В них стала бы солёною вода;
Молчание сковало их уста;
И в душах дрогнув, вера в человека,
Казалось, оставляла те места….

Захватчик , по его обыкновенью,
Дабы в глазах подельников значенье
Своё поднять , велел из черепов,
От мышц освобождённых и мозгов,
Соорудить повыше пирамиду.
Отсюда путь открыт ему в Тавриду,
Там тоже может он сооружать
Строения такие, что Изида,*
Не научила б женщину рожать,
Когда бы знала . Даже Сокол – Хор, **
Не выдержав ?владыки мира? взор,
Свой ?внутренний? не стал бы открывать
И вырвал бы его без сожаленья…
Зато его не мучают сомненья:
Всех рабство отказавшихся признать
?Железномордый?, прибывший с Востока
Решил с потомством истребить до срока.
Ведь, чтобы на Олимпе*** устоять,
Хромцы**** , должны не хромых убирать -
Кто против, за и на пути Пророка.*****
От взгляда грозного обязаны дрожать,
Эмира *****воля – это воля рока!
?Моя прерогатива жизнь забрать
И все же страшно мне и одиноко…
Когда-нибудь придётся умирать,
Закрыть всех устрашающее око.
А много ли тогда в убийствах прока?
Нет никого , кто мог бы устоять…
Как нет преграды горному потоку?.
И, всё- таки, до устья от истока
Он в тот поток подбрасывал тела.
(Поздней сюда дорога привела
Других безумцев, вовсе не с Востока…).
Ночь эта непроглядная была,
От холода и голода, и страха
Дрожали дети . С факелом пришла
Бог весть, откуда в древнее Зака*******
Вся в чёрном женщина, но так и не нашла
Живущих в нём . Не сохранились сакли -
Упали кровли, и на грубой пакле
Нашла лишь не дышавшие тела.
Спустилась к лесу на краю села,
Звала детей, но ей не отвечали
И сжалось сердце , спряталась Луна,
И звёзды лес густой не освещали .
Но словно, пробудившись ото сна,
В глазах усталых слёзы воссияли.
Недолго в свете факела одна
Стояла , Божьи силы помогали.
И прошептали деточки – ?Нана?,
И мать свою в её лице узнали.
И не было светлей того луча!
Теперь не только эхо отвечало
На слабый зов. Гора окрест дрожала,
И гром гремел, за молнией влачась -
Ущелье дивным светом наполнялось…
И вера , пошатнувшись, не сдалась!
Уже к утру она их всех нашла:
Отмыла , обогрела, накормила
Лесною ягодой, водою напоила
С из-под земли забившего ключа.
И еле – еле ноги волоча
Пещеру ,обнаружив уложила…
Когда забылись дети, так сложилось,
Пришлось искать в заснеженных горах
Тропинки, по которым получилось
Бежать от позабывших Божий страх.
История, до нас не донесла
одежд её - для нас не сохранила -
Ни дзаборты*******, ни шерстяную шаль,
Которою детишек укрывала,
(Лишь устное преданье и печаль….).
Иначе бы наука доказала,
С какого из окрестных сёл пришла,
И, может быть, установила имя
Горянки той, которой сам Тимур -
?Железномордный?******** , проиграл во имя,
Во славу жизни этот первый тур.
Порок, в бою не знавший пораженья,
Ей проиграет не одно сраженье.
А после возвратится в Самарканд
Построит много дивных минаретов,
И превратит в седьмое чудо света…
Мемориальный выстроят каскад -
И всё – таки умрёт в своей постели,
Где он лежал ребёнком в колыбели.
Но даже те , кто труд эмира чтут
С молитвой к пирамидам не придут.
Оценят и свирепость коварство,
Но не найдут им место в Божьем царстве…

Дней десять шли они до Задалески. *********
Там конница заклятого врага,
Одетая в тяжёлые доспехи,
Пройти по узким тропам не могла.
Иначе б стали пирровы успехи.
На горных склонах удержать осла
В такую-то распутицу не просто…
А между тем, у старого моста
Под носом у лазутчиков Тимура,
Процессия детишек проскользнула.
Был многотрудным этот переход:
От ветров телом деток заслоняла,
Кормила травами, а ночью охраняла,
В пещере сохранявшийся проход,
Доступным остававшийся для зверя.
Порой, сама себе уже не веря,
Сон детский сберегая, не спала,
Теряя силы, всё перенесла,
И через речки вброд переносила
Детей , завидев всадников. Дошла,
Слабеющий рукой перекрестила
Бог весть, откуда только взялись силы?!
(Молиться даже не хватало сил).
А, всё же этот колокол пробил…
В близи жилищ, в пещере разместила,
Умыла , накормила , уложила
На сене, что недалеко нашла,
Ушла просить ( а сроду не просила)
О помощи. В дом старшего вошла
По старому аланскому закону.
Тут не должна бы ждать её препона,
Она её и правда не ждала:
Там, сразу, обнаружив состраданье,
К беде своей и братское вниманье,
Признательность за все её дела.
Но на ночлег в той сакле не осталась,
Ведь, женские дела - такая малость…
С собою угощения взяла...
К груди головку каждого прижала,
Когда-то точно так , давным-давно,
Своих детей она в руках держала
И эти дети, тоже, с ней одно.
И снова , как тогда ей грудь сжимало
За тех, кто был слабее и больней
И железы , как – будто наполняло…
И не было для них её родней.
А на ныхасе старший предложил,
Забрать детей её в свои жилища,
И будет там тепло, и вдоволь пищи
Для тех, кто эту муку пережил.
Пусть каждая семья на воспитанье
Возьмёт по одному; на четверых
Чурек разделят , тот, что на троих
Был прежде… И нашёл он пониманье.
Пусть сироты, что родом из Зака,
Живут теперь , в селенье Задалески.
Должно быть, Провидения Рука
К их саклям привела детей из леса.
И в тот же день кто обещал, пришёл
К пещере той, чтоб взять на воспитанье
Сирот, но обманулись ожиданья,
Вцепились дети матери в подол,
От лестных предложений отказались
И с ней в жилище мрачном оставались.
Где можжевельник с треском догорал,
И младший на коленях засыпал.

Решили скопом старшего спросить,
?Чем ей помочь, и как нам дальше быть?
(В ущелье дул уже холодный ветер.)
И умудрённый опытом ответил:
?Нет силы, чтоб могла разъединить
Любовь на том или на этом свете!
Всем обществом придётся дом сложить,
Начнёте строить завтра – на рассвете.?
Дом заложили. Дети подросли
За Задалеских девы замуж вышли,
И юноши, отстроив привели
В свои дома невест, детей растили.
Все выросли достойными людьми
Ничем, не посрамив её седины.
И мама их не расставалась с ними
В дни мира так же, как и в дни войны.
В селенье этом пришлую любили,
Ходили за советом только к ней,
Под этой кровлей птицы гнёзда вили,
И много было в доме том друзей.
Нана, она всегда умела слушать,
Чужую боль , как острую свою
Воспринимать , и открывала душу,
Живущим на Земле, а не в раю.

Потом внезапно развернулась шаль,
И унесла меж облаков, как парус.
Укрыл её от нас четвёртый ярус,
Когда из глаз детей ушла печаль...
Так говорит легенда, только местным
Известна женская могила на краю
Селенья, кто лежит в ней неизвестно,
Но полагают , что душа в раю.
От дома сохранилась часть стены…
Но к ней идут затем, чтобы просила
Нана за нас, чтоб сына сохранила ,
Сняла печали с женщины печать
И помогла дитя своё зачать.

И семь веков во имя жизни гимн,
Звучит в сердцах и женщин и мужчин!



Изида*-древнеегипетская богиня ,покровительница семьи, научившая женщин рожать .
Хор** - сын Изиды , имеющий облик сокола, и третье - ?внутреннее? око.
Олимп*** Гора, где обитали древнегреческие боги.
Хромцы****Эмир – Тимур (Тамерлан) - был хромым, из-за травм полученных в сражениях и прозванный горцами хромцом ?железномордным?.
Эмир ***** - титул Тамерлана, верховного правителя средневекового государства со столицей в Самарканд, сторонник одного из направлений в Исламе.
Пророк ****** здесь - пророк Мухаммад(Магомет). Тамерлан был исмаилитом.
Дзаборты********обувь – /чувяки/ – (осетинский).
Задалеск *********горное селение в Дигорском ущелье.
Задалеская нана ********* - мать Осетии, спасавшая детей в средние века. Не канонизирована церковью, т. к. имя её доподлинно никому неизвестно. Существуют предположения ,но они не имеют веских доказательств. Образ может быть собирательным.

Метки:
Предыдущий: Апрель-90 Заметки в стихах
Следующий: Турки во Второй Мировой...