Двухнедельное ревью 38. Обозреватель Анука

_________________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _________________

день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в шапку ревью.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.




***** Обозреватель Анука http://www.stihi.ru/avtor/anuka


Дорогие Психоделики, поскольку я уже с разной степенью подробности (уж как откликнулось) высказалась по всем представленным стихам, в своем заключительном обзоре попробую найти в этих стихах те самые черты психоделики или, по крайней мере, того, что я под этим понимаю.
Ситуация.. гм.. сложная.
Дело в том, что той самой психоделики в чистом виде (которая существует как некий расплывчатый переливающийся образ в моем нерасширенном сознании)
Я НЕ НАШЛА ВООБЩЕ.

Впрочем, некие странные ощущения от нескольких стихов все же есть, и я готова этими ощущениями с вами поделиться.

Аюна Аюна
http://stihi.ru/2010/12/28/543

странствующим и путешествующим

Между горами
долины.
Сколько долин тишины
между ударами сердца?

Несмотря на то, что стих слишком миниатюрен, а полноценная, полностью вызревшая психоделика (как много раз говорил Георг) не успевает в таких крохотульках утянуть, развернуться и разогнаться, некий "нездешний" эффект я здесь все же ощущаю.
Правда, скорее, медитативного толка и основанный исключительно на послевкусии.
То есть, глядя на стих в упор, ничего особенного я в нем не нахожу. более того, я сама об этом думала - мы ровно полжизни проводим с молчащим сердцем!, а силуэты гор мне тоже казались зубцами сердечной великанской кардиограммы. Но.. Отложив текст и как бы отойдя от него подальше, я замечаю, что пространство стиха начинает немного двигаться.
Я не могу толком объяснить в чем дело, то ли наслаиваются друг на друга какие-то немного конфликтующие системы измерения, то ли что-то происходит с ощущением размера, то ли самого пространства.
Как только я снова смотрю на текст, это исчезает. Причем, я проделывала этот фокус смотреть - не смотреть не один раз, эффект незнамо чего неизменно возвращается.


Зе-бра (Братислава)
http://stihi.ru/2010/11/24/7561

Осенние мыши

Ленивая кошка, прислушайся... Слышишь?
Шуршат за окошком осенние мыши...
Пока ты зеваешь вальяжно и сонно,
Летучие твари срываются с клёнов,
Зловеще мелькая, спускаются ниже,
Кружат, задевая холодную жижу,
Цепляясь упруго сухими хвостами,
Ползут друг за другом хрустеть под кустами.
По тёмным дорожкам скребут коготками,
Теснятся, тревожа бордюрные камни,
Крадутся к душе, шелестят на пороге
Когорты мышей листопадной тревоги.
А ты, как нарочно, всё спишь почему-то,
Ленивая кошка тепла и уюта.


Это что-то близкое к "тому самому", но..
Сначала чем близко.
Здесь есть та самая бесшовность, которая - опять же по Георгу (а по кому еще?:)) - является одним из признаков психоделики-пи. Здесь очень хороший вход в стих и выход из него. По идее, начало и финал представляют собой некие фиксированные точки (возможно, это оконные рамы), внутри которых происходит вся мышино-листопадная круговерть. Круговерть и правда происходит, но втягиваюшей воронки (это я уже перехожу к почему "нет") не получается. Вместо этого получается больше эффект шарманки, возможно, за счет немного однообразных грамматических конструкций с преобладанием почти синонимичных глаголов, которые не углубляют и не развивают картинку, а держат ее на одной плоскости.


Дальше у меня идет отец-основатель направления, а так же метода. Обойти его вниманием было бы неправильно, даже если он принес лирику)

Черный Георг.
http://stihi.ru/2011/01/03/1312


___ оконечно-невзначайное ___


...когда-нибудь и мы придём
туда, где всё кончается.

и станет зеленее дёрн,
и кошка схватит мышку: цап!
и ты мне скажешь: вот и всё.
и что тебе отвечу я? –
цитатой доброго Басё,
разумного и вечного?..
но нет, Басё нас не спасёт:
мы на конечной станции.
поздняк – метаться, как осётр,
тренировать спартанский лик...

я буду наблюдать, как черт
твоих следы, бесценные,
неспешно выедает червь;
как хмелем с лоницерами
покроется земля вокруг,
как зацветёт боярышник,
как, видя бабочек игру,
засуетятся барышни,
как полыхнут глаза грозы,
горохом гром раскатится,
и отзвуками лет и зим
июньский дождь наполнит сад...

и ты, сладчайшей из заноз,
уйдёшь, не причиняя боль,
и завершишь анамнез, но
не варварварским способом.
одним из тех, чьи имена
пребудут неизвестными,
я стану пить, – и пить до дна, –
размениваться, пестнями
терзать дроздов и соловьёв,
листать шарманку Пикуля...

и имя нежное твоё
на крайней плоти выколю.

Сам Георг определил жанр этого стиха как лирику альтернативно-любовную. Он вовсе и не называет это психоделикой. И я согласна - не она.
Но интересно понять, почему не она.
Один из признаков психоделики - расщепленность состояния (сознания) - в данном случае условно назовем это каналом между минором и мажором - в стихе, в принципе, есть. Другое дело, что эту расщепленность забивает хулиганствующий финал, который сразу переводит стих в откровенно юмористическое русло. Двойственное состояние потеряно и, для того, чтобы его снова поймать, приходится перечитывать все с самого начала.
Сейчас подумала, а мог бы этот стих быть психоделичным при другом финале?
По-моему, нет.
Одной расщепленности состояния для психоделики, думается, недостаточно. Иначе придется признать психоделичными и стих Аэлиты Кулешовой (промежуточное состояние между летом и осенью), и стих Пастуха Ла (между зимой и весной), и стих Александра Ра (между мальчиком и мужчиной).

Так что мой вердикт однозначен - это не она.
С чем Георг, вроде как, и не спорил.*


А вот в стихе Константина Невского легкий намек на психоделичность, по-моему, есть.

Константин Невский
http://stihi.ru/2011/01/06/3658

Alcedonia

Я хотел бы услышать песню исландского леса.
Вдохнуть его северный терпкий воздух,
наполненный грустью оленей и нестерпимым блеском
тёмно-синего моря, падающего в звёзды.

Я повстречал бы девушку, прекрасную, словно айсберг.
Просил бы выдать все тайны этих странных созвучий.
Она улыбнулась бы, но, промолчав, не сдалась бы.
И это лучше, нет, правда, это намного лучше,

Чем если бы я узнал и жалел бы потом об этом.
Наверное, в тех краях по-другому слушают ветер.
Там белые лебеди, будто сотканные из света,
качаются на воде, тёплые, словно снег.

И вдруг я подумал, что музыки в мире нет.

Здесь для меня психоделичен, в первую очередь, финал, в котором, кажется,
даже есть элемент (гм-гм) трансгрессии. Финал: музыки в мире нет – как бы переводит стих на новый уровень, опровергающий все ранее сказанное (а иначе, что это было как не музыка в картинках), за счет чего создается обратная волна, которая стих снова внутрь себя отправляет – к лебедям и так далее до песен леса и названия.
Но проявлению настоящей психоделичности стиха в целом мешают некоторые технические огрехи и неоднородность стилистики, а так же ?разношерстные? географические отсылы – например, лебеди для меня это, скорее, Штраус, а не Исландия.


И в завершении о строке стиха Виктора Авина, которую я во время обзора, погорячившись, назвала психоделичной.

на закате женщины жалят ресницами

При более внимательном рассмотрении, я все же пришла к выводу, что строка больше тяготеет к сюрреализму, а никакой не пси. Неслучайно, она вызывает у меня стойкие ассоциации с картиной Дали - сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения.
Хотя одна строка сама по себе такая мелкая единица, что установить ее жанровую принадлежность, думаю, не представляется возможным.
потенциально она может развиться и в том и в другом направлении.

на этом, дорогие Психоделики, у меня все.

В свой шорт-лист я беру еще два стиха, которые ничуть не считаю психоделическими, но не отметить не могу:
это Михаиль Микаэль В пустыне http://stihi.ru/2010/08/07/1324
и Смарагда Над травой. http://stihi.ru/2010/11/10/4995
Правда, у меня есть некие ощущения, что этот стих Смарагды все же написан не в ее полную силу.

Ну, а если вы со мной не согласны, уважаемые Психоделики, в моем определении непсиходеличности фактически всех представленных стихов, то - как уже не раз было сказано - психоделика дело сугубо индивидуальное и, значит, каких-то ее видов и подвидов я просто не воспринимаю.
Это не повод для расстройства.


*Во время обсуждения обзора Черный Георг мои тезисы о своем стихе опроверг. С его точки зрения, стих ?оконечно-невзначайное?
относится к одной из разновидностей психоделики.

Метки:
Предыдущий: Не уходи
Следующий: Неугасимые лампады Древнего мира