Рождество в протестантской этике

Семья Кроули принадлежала к Плимутскому братству, к протестантской секте, доводящей до крайности суровую жёсткость в буквальном следовании Священному Писанию. Приверженцы этой секты отвергали даже молитву "Отче наш" как языческое заклинание. Языческим праздником они считали также традиционное Рождество со всей его своеобразной трогательной поэзией. У Плимутских братьев был свой непререкаемый, как им казалось, аргумент: Бог не может родиться и следует говорить лишь о воплощении Бога, а не о Его рождении.

В таком контексте раскрывается подлинный смысл "Рождественской песни в прозе" Чарльза Диккенса. Угрюмый делец Скрудж в этой повести, отказывающийся праздновать Рождество, руководствуется не только собственной скупостью, но и религиозностью своего рода, хотя Диккенс об этом прямо не говорит. Явление рождественских духов, конечно, должно было представляться протестантскому ригоризму откровенным, разнузданным язычеством, перед которым скряга Скрудж, правда, не устоял, оттаяв от воспоминаний. Духи из "рождественской песни в прозе" напоминают духов из шекспировского "Макбета", но те погубили Макбета, а эти спасли Скруджа, пробуждая в нём сострадание и даже любовь к бедным, греховную с точки зрения протестантской этики. Жан Кальвин, несомненно, обладавший блестящим интеллектом, разработал, основываясь на букве Писания, строгое и стройное учение о предопределении. Когда Жан Кальвин ещё учился светским наукам, товарищи прозвали его "Accusativus" (винительный падеж). Прозвище это отчасти предопределило и его доктрину предопределения. Если ничего не происходит без воли Божией, очевидно, это Бог обрекает одного на богатство, а другого на бедность. Вопреки евангельскому культу бедности, Кальвин учит, что богатство – знак избранничества и в этом мире, и в том, а бедность – подтверждение отверженности, изначальная вина, ведущая в ад. Собственно говоря, бедный виноват не в том, что он беден, а в том, что отвержен Богом. Такое отвержение вне человеческой логики и потому вне оправдания, символ веры, исповедуемой Винительным Падежом (Accusativus).

Такова была вера английских пуритан, родственных по духу Плимутским братьям. Переселившись в Северную Америку, пуритане наряду с масонами сыграли решающую роль в провозглашении и формировании Соединённых штатов. Но и в Англии их влияние никогда не прекращалось. В романах Диккенса постоянно разоблачается благотворительность, в особенности, так называемые работные дома. В идеологии подобной благотворительности отчётливо проступает кальвинистско-пуританское презрение к бедным, непоправимо отверженным Богом от века и вовеки.

Благотворительность осуществляется не для того, чтобы помочь бедным, а для того, чтобы избранные продемонстрировали своё превосходство над отверженными. Такова истинная подоплёка протестантской этики. Отсюда раздражение и даже протест против некоторых американских благотворительных программ. Помощь нуждающимся и даже само сострадание к ним – лишь подтверждение избранничества и богоугодного величия, которое предписывает Америке особую роль в мире. Так чёрных рабов обращали в христианство и оставляли их при этом рабами, ибо их освобождение было бы посягательством на волю Божию.

Впоследствии Кроули скажет: "Если хочешь увидеть по-настоящему правдивую картину ада, нужно пожить в Соединённых Штатах…"


Метки:
Предыдущий: Кто других обижает, тот себя не бережёт. Chi altri
Следующий: Каждый хочет сказку для себя...