Реальная и искусственная общность

И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула - и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

А. Ахматова

Вероятно, сама сила Нептуна и невиновна, и я поспешно вынесла ей приговор. Ведь я доподлинно знаю, что есть реальная общность, реальная "боковая линия" (как у рыб), которая когда-то была и у людей... Не в прямом смысле, но как чувство общности и связи, как чувство родства.

Известна история деградации хазарского племени, которая произошла как подмена понятия "хаган", ибо изначально хаган (каган) - это племенной шаман, волхов, пророк. Он стал неугоден амбициозным людям из племени, и они подменили его царём-воином, поставив самого хагана ему на службу. Но названия этого - его лишили, теперь так именоваться стал царь, а не "любимец богов". А начало войны, это, как известно, ковровая дорожка к универсализму - ложной общности, рождённой в пороке, рождённой претензией на власть над всем миром...

На это раздвоение намекает и Ахматова, прозревает его. Ахматова преподносит Лотову жену, как истинную общность, противопоставив ей её мужа, эдакого "козла-провокатора", устремлённого ни сколько к будущему, сколько к "изобретению велосипедов" и фарсу.

Обращение же в соляной столп - гибель истинной первобытной религиозности, которая умерла в сердцах людей, остановилась где-то на развилке истории, навсегда. Встала, как столп. И возвращаются к ней лишь те, кто сам достаточно "солон" - от слёз и утрат своих.

Метки:
Предыдущий: Деньги. 9. Студентка
Следующий: Я буду охранять твой сон...