Интервью Николая Ларского на Радио России. 1992 г

ИНТЕРВЬЮ НИКОЛАЯ ЛАРСКОГО
НА ?РАДИО РОССИИ?. 1992 г.

Художник Николай Ларский назвал происходящую в наши дни антропологическую и экологическую катастрофу одним словом - коррозия. Сегодня Николай Ларский - гость нашей студии и мой собеседник.

- Николай, скажите, почему так получилось, что Ваше отношение к природе вылилось в цикл работ ?Коррозии??
- Я писал разные пейзажи, потому что в разное время по-разному воспринимал природу. Если подняться в горы и выше, то можно увидеть окружающий мир с высоты, из космоса - как чудо, творение Бога. А если, идя по дороге, взглянуть себе под ноги и вокруг, то можно увидеть совершенно другой пейзаж, и пейзаж этот - дело рук человека, и он не величественный и грандиозный, а убогий и жалкий. Такой пейзаж последние годы я и писал. Пейзаж, который произвёл человек и который зависит от человека.

- Скажите, а почему именно ?Коррозии??
- Были впечатления, которые долгое время накладывались одно на другое, а потом вылились в общую тему, которую я назвал ?Коррозии?. Процессу распада, разложения - коррозии - подвержено всё вокруг. Природа очень чувствительна к необдуманным действиям человека, к загрязнению, и под его влиянием она коррозирует и разрушается.

- На Ваших картинах - коррозия природы, её суррогат, то, что осталось. В Ваших произведениях заложены очень глубокие идеи, например, в работе ?Современные Адам и Ева?. С одной стороны, смотреть на это страшно, но это притягивает, от этого невозможно оторваться.
- Да, на моих картинах коррозии подвержен и человек. Поэтому библейский сюжет ?Адам и Ева?, который художники использовали во все времена, я пишу по-своему. У меня Адам и Ева - современные мужчина и женщина, которые претерпевают коррозию, распад.

- Но, вероятно, отсюда и коррозия природы, оттого, что мы сами такие?
- Да, это единый процесс. Человек - часть природы, но он настолько довлеет над природой, что под его влиянием всё загрязняется, рушится, разлагается.

- Вероятно, не только природа, но и душа человека теряет свой небесный ореол. Вспомним Вашу картину ?Грешный ангел?. Образ ангела на ней не белый, а чёрный, сгоревший.
- Какой может быть небесный ореол у массы людей, которые забыли, что такое небо, небесное? Они в небо не смотрят, смотрят только под ноги, а когда смотришь себе под ноги, что можно совершить великого?

- Я знаю, что Вы много путешествовали. Вероятно, эти впечатления тоже присутствуют на Ваших картинах?
- Раньше я редко выезжал из Москвы, был урбанистом, остро чувствовал город, писал вечерние и ночные пейзажи, когда город погружался в таинственное мерцание жёлтых и голубых фонарей.

- Какие это были годы?
- Около 1965 - 1970 г.г. Это были счастливые годы в моей жизни - я окончил институт и работал в упоительном восторге. В моей живописи этого времени - авангард, экспрессионизм... Но вернёмся к циклу ?Коррозии?. Здесь и натюрморты, и пейзажи, и сюжетные композиции - предметный мир, мир человека. Это для меня единое целое.

- Сколько примерно там работ?
- Я показывал на выставке ?Коррозии? двадцать пять работ.

Мою выставку смотрело очень много людей, со многими я разговаривал. Иные меня упрекали в чём-то, многие очень хвалили, а некоторые говорили: ?Вы к нам приезжайте - ещё и не такое увидите!!!?

- Скажите, вероятно, этот процесс распада, разрушения всё углубляется и углубляется? Что же дальше? Вы видите какой-то исход из этого?
- Дальше будет то же самое. Коррозия - процесс физический, который идёт в мире постоянно. Отменить его нельзя, это не в силах человека. Я вижу, что в результате этого процесса меняется природа, меняется человек. Я переживаю эти перемены, и, как наблюдатель, заброшенный в наше время, в эту среду, могу только отразить увиденное в художественной форме, в картинах. Исход только в сердце человека, если он переосмысливает себя и начинает по-другому относиться к Божьему миру, беречь его.

- Когда впервые выставлялись работы из цикла ?Коррозии??
- В 1988 - 1990 годах. Сейчас репродукции работ с выставки ?Коррозии? опубликованы в журналах ?Собеседник?, ?Столица?, и ещё несколько журналов их напечатают.

- Я думаю, что москвичам было бы интересно увидеть Вашу выставку ещё раз. У Вас есть такие планы?
- Я с удовольствием бы выставлялся, если бы предоставлялась возможность. Сейчас персональная выставка возможна, если художник платит за аренду зала. Но были, например, такие времена, когда вообще нельзя было выставляться - всё было под жёстким контролем.

- Как Вы себя чувствовали в эти времена?
- Я себя чувствовал очень плохо в эти времена. Например, мои картины ?Коррозия, СССР?, ?Рабочий? показать зрителю на официальной выставке было абсолютно немыслимо. А художнику ведь нужен зритель.

- Сколько лет примерно это продолжалось?
- Это продолжалось всю мою жизнь, до тех пор, пока не пришли последние времена, когда не стало никакого контроля над художниками. И слава Богу, что эти времена пришли.

- Будем надеяться на новую встречу с Вашими картинами. Спасибо, что Вы к нам пришли.
- Спасибо Вам.

Передача ?Ноев ковчег?.
Беседу вела журналист Надежда Дмитриева


"Мы - мутанты, и будущее в третьем тысячелетии - за нами". Картина Николая Ларского. холст, масло, 70х100 см

Метки:
Предыдущий: Архетипы в журналистике
Следующий: Коррозии и другие циклы