Как дети

Сказка ?Снежная Королева? Г.Х.Андерсена заканчивается так: ?Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: `Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!`
Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
`Розы цветут... красота, красота!
Скоро узрим мы Младенца Христа!`
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето!? (Это концовка сказки Андерсена в оригинальной версии; нам больше знакома адаптированная на атеистический лад версия ?Снежной Королевы? советского времени).

Христос Спаситель в Евангельской проповеди часто апеллирует к детям, как к образчикам чистоты, кротости и смирения. Чистота сердца, в частности, есть одна их христианских добродетелей: ?Блажени чистiи сердцемъ: яко тiи Бога узрятъ? (Мф. 5, 8), ?Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете въ Царство Небесное. Иже бо смирится яко отроча сiе, той есть болиiй во Царствiи Небеснем? (Мф. 18, 3-4).

Что такое чистота сердца, почему она столь важна для нашего спасения? И почему дети являют собой образец сердечной чистоты?

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя вышеприведённые Евангельские изречения, говорит следующее: ?Вы доискиваетесь, - говорит Христос, - кто больше, и спорите о первенстве. Я же говорю: кто не будет ниже всех, тот недостоин Царства Небесного?. И прекрасный представляет пример! Но не представляет только, а на самом деле поставляет посреди них отрока; убеждает быть столь же смиренными и простосердечными, как и младенец, который не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокою добродетелью простоты, беззлобия и смирения. Итак, когда мы не имеем добродетели смиренномудрия и простоты, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно... Что же касается до дитяти, которое было поставлено перед учениками, то, по-моему мнению, это было дитя в полном смысле свободное от всех указанных страстей; дитя, чуждое гордости и тщеславия, и зависти, и сварливости, и всех подобных страстей; - дитя, украшенное многими добродетелями: простосердечием, смирением, спокойствием, причём, не гордящееся ни одною из этих добродетелей, - а это свойство высокой мудрости (то есть обладать подобными качествами и не надмеваться ими). Потому-то Христос привел его и поставил посреди?.

Подразумевается, что дети живут преимущественно сердцем, а не разумом, при этом детское сердце не затронуто нечистотой всевозможных страстей, то есть отличается бесстрастием. Конечно, не все подряд дети чистосердечны, не говоря уже о взрослом состоянии. Чистота сердца утрачивается с возрастом; наше сердце становится игралищем страстей и со временем, рано или поздно теряет свою чистоту, вернуть которую чрезвычайно сложно. Поэтому, в Евангелии и сказано, ?Блажени чистiи сердцемъ?, ибо трудно сохранить эту чистоту, одну из заповедей блаженства. Вспомним своё детство и период взросления, которому сопутствует утрата сердечной чистоты. Думаю, каждый может мысленно проследить весь этот процесс на примере своей жизни. Собственно говоря, христианская практика, в том числе аскетическая, направлена на восстановление утраченной чистоты сердца. В определённом смысле окончание детства и переход во взрослое состояние можно уподобить изгнанию наших прародителей из Рая, которые, вкусив запретный плод, утратили райское блаженство. Все мы тоже в своё время вкушаем от плода страстей и утрачиваем детскую непосредственность и чистоту, кто раньше, кто позже. Таков земной путь человека: из Рая – в ад. Возвращение в Рай возможно только с помощью Христа. Одно из условий спасения, возвращения в Рай – снова стать детьми, стать чистыми сердцем и душой как в далёком и утраченном детстве. Надо только вспомнить это детское состояние простоты и чистоты и стараться держаться на этой спасительной ноте, никогда не забывая о ней, но, напротив, всё больше и больше оживляя её в своём сердце. В детской чистоте сердца – наше спасение. Станем как Герда из сказки Г.Х.Андерсена и спасёмся.

Метки:
Предыдущий: опыт
Следующий: Не будем о печали