Читая Пушкина...

Пушкин - солнце нашей поэзии
В.Ф. Одоевский

Я не собираюсь вслед за всеми петь дифирамбы гению Пушкина...
В нашей жизни произошли большие перемены. Пересмотрены исторические факты,
появились предпосылки к появлению новой идеологии, сформировались другие
взгляды на современную политику-повсюду перестройки, реформы как результат
очередного передела мира.
Рушится старое мировоззрение, основанное на борьбе классов, в связи с
отмиранием классовости общества как явления. На смену советской диктатуре идёт
демократия капиталистических стран.
В связи с этим давно пора посмотреть на русскую классическую литературу с точки
зрения её полезности и познавательности для современного читателя.
Итак, в советской литературе поэт-дворянин А. А. Пушкин, закончивший Императорский Царскосельский лицей, а не европейский университет и даже не Московский, считался одним из образованнейших людей своего времени. Хотя это учебное заведение наряду с поэтом окончили и Антон Дельвиг, и Иван Пущин, и
Вильгельм Кюхельбекер, и многие другие друзья поэта, умеющие так, как и Пушкин, рифмовать слова.
Да, Александр легко мог подбирать рифмы и едко высмеивать своих приятелей.
Но вот в уме я будущему светиле русской поэзии откажу.
Примеров много... Взять бы известное стихотворение " Зимний вечер"
Читаем последние строки:
...Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила...
Интересно, почему поэт сделал птичку перелётной?
Справка в гугле гласит:
Синицы не являются перелетными птицами и переселяются ближе к людям только на время зимы, если она выдалась достаточно холодной. Объясняется это нехваткой пищи в лесах, где они и обитают круглый год.
Так что , выходит, Пушкин никогда зимой не видел синиц?
Или подобрал рифму, не задумываясь о смысле?
Наблюдая такие ляпы в творчестве известного поэта,литературный критик Д. И. Писарев назвал А. С. Пушкина ВЕРСИФИКАТОРОМ ( версификатор-тот,кто легко сочиняет стихи, но лишён поэтического дара) В современной поэзии таких людей называют графоманами.
Посмотрим на роман в стихах " Евгений Онегин"
Сон Татьяны.
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он всё вослед,
И сил уже бежать ей нет.

Повтор "бежит- бежать","снег- снеге"; ужасная инверсия: "И сил уже бежать ей нет".
В маленьком отрывке - 9 местоимений!
Но, может быть, Александр Сергеевич состоялся как прозаик?
Открываем повесть " Капитанская дочка"...
Любовная сцена
Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее... и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. ?Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моею женою, согласись на мое счастие?. Она опомнилась. ?Ради бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня?. С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование.
Свидание описано в устаревших традициях сентиментализма и по стилю напоминает " Бедную Лизу" Карамзина. Хотя сам поэт в любви вовсе не был пуританином.
Ну и самое монументальное произведение А.С. Пушкина " Борис Годунов"...
Несмотря на грандиозность замысла в описании исторических событий,сочинение явилось своеобразным протестом устоявшимся нормам литературы.
Основной текст написан пятистопным ямбом с хаотичной рифмовкой. То она проявляется, то исчезает. Прозаические вкрапления вносят элемент достоверности в описание фактов, но затрудняют чтение. Смешение языков, как отмечал Грибоедов в " Горе от ума", "французского с нижегородским" не поспособствовало большой популярности трагедии. Да и стиль поэтического повествования не на высоте.
Сцена у фонтана
Марина Мнишек

Часы бегут, и дорого МНЕ время —
Я здесь ТЕБЕ назначила свиданье
Не для ТОГО, чтоб слушать нежны речи
Любовника. Слова не нужны. Верю,
Что любишь ТЫ; но слушай: Я решилась
С ТВОЕЙ судьбой и бурной и неверной
Соединить судьбу МОЮ; то вправе
Я требовать, Димитрий, одного:
Я требую, чтоб ТЫ души СВОЕЙ
МНЕ тайные открыл теперь надежды,
Намеренья и даже опасенья;
Чтоб об руку с ТОБОЙ могла Я смело
Пуститься в жизнь — не с детской слепотой,
Не как раба желаний легких мужа,
Наложница безмолвная ТВОЯ,
Но как ТЕБЯ достойная супруга,
Помощница московского царя.

Автор явно переборщил с употреблением местоимений!

Тогда возникает вопрос:" А зачем нужно было власти большевиков
возводить в образец творчество НЕ народного, НЕ умного, НЕ талантливого поэта?"
А всё потому, что личность, как и произведения, А.С. Пушкина были обтекаемыми.
Вроде прославлял свободу, но в революционной деятельности не замечен;
за оскорбление царя попал в ссылку (не на каторгу) в Крым, Одессу и собственное имение; описывал Пугачёвское восстание - сам обдирал своих мужиков, пугая налогами и холерой.
А уж о том, что любящий детей, поэт был заядлым игроком и проигрывал огромные суммы денег, библиографы предпочитают молчать.
О безнравственности и изменах поэта написано много.
Таким образом, как индивидуум "солнце" не вызывает ничего, кроме отвращения. Распущенный дворянин, сочувствующий народу либерал, ничего не сделавший для
облегчения жизни крепостных.
Там отметился, здесь поприсутствовал, описал свои чувства и интересные факты, особо не вдаваясь в конкретику и формы повествования.
Это лично моё мнение о "великом" русском поэте.
Хвалебных статей посвящено графоману Пушкину предостаточно.





Метки:
Предыдущий: Горький о пессимизме рус лит-ры и оптимизме Ленина
Следующий: Об ущербности идеи - я сам себе гуру