Пунктир-37

Художественная литература может как угодно искажать реальную жизнь. Да и всегда в той или иной мере искажала. Она может всё оправдать, свести концы с концами на бумаге. И читателей часто понуждает возмущаться или неумеренно вдохновляться.
А может, в жизни никогда так не бывает и неукоснительно каждый человек и сообщества людей получают то, что заслуживают, и возмущаться нечем? То есть, мир реальный изначально справедлив каким-то сложным, непонятным пока для нас образом (если тщательно всё учесть, взвесить и взять ?интеграл по замкнутому контуру?), а литература, его упрощая, пренебрегая ?производными высоких порядков?, которые в конечном счёте торжествуют, показывает мир несправедливым, недостаточно справедливым и часто формирует у читателя неправильное мировоззрение, ?нетрезвый? взгляд. На литературу опираться нельзя. Она хороша лишь как катализатор, как стимулятор к изучению жизни и психологии, пособие для развития, способ выражения мыслей. А сами жизненные впечатления и опыт она не заменит.
Литература – более или менее упрощённая модель жизни. Сверхзадача литературы – сделать модель действующей, увязав все законы и детали жизни полноценно. То есть, преодолеть все эти довольно субъективные этапы её развития, ?измы? – сентиментализм, классицизм, романтизм, критический реализм, символизм, футуризм, утопизм и анти-утопизм, модернизм, соцреализм, постмодернизм (что ещё?) и прийти к ПОДЛИННОМУ РЕАЛИЗМУ, настоящей правде жизни. Но при помощи слов (нечётких символов) это навряд ли возможно. Или возможно только как тенденция, вектор, повышающий процент правды. Взять любого классика – доля субъективности высока. У кого процент правды выше? Ближе всего к подлинному реализму честная, нетенденциозная, неконъюнктурная документальная литература: биографии, дневники, письма, мемуары…


Метки:
Предыдущий: балласт или полный улёт
Следующий: Размышления о человеке и его погоне за эйфорией