Определение поэзии

Определение поэзии
(эссе)

*** “ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом.” (Энциклопедический словарь)

1. Цепочка определений зациклится

Человеку техники или математики привычно искать точное, наукообразное определение любому понятию, однако такой подход оказывается неприменим в некоторых случаях. Точная наука является своего рода закрытой дисциплиной, в которой из ограниченного числа принятых на веру (“очевидных”) аксиом и определений выводится вся остальная, неочевидная картина мира. Взаимосвязь выводов в такой дисциплине можно изобразить как ветвящееся растение с одним корнем. Но подобный подход оказывается всё менее применим, когда дисциплина “открывается”, то есть когда в корне её лежат не столь очевидные и не всегда даже подлежащие описанию категории. Открытыми дисциплинами являются, например, эстетика и искусство. Эстетика есть учение “о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни”. Эстетика также изучает искусство. Само же искусство есть мастерство сотворения прекрасного. Но что есть прекрасное? Можно попробовать определить и это понятие, но в конечном итоге цепочка определений зациклится - хотя бы потому, что число слов в языке ограничено. Не абсолютность, а вариантность или размытость определений является свойством открытых дисциплин.

Например, размыты определения любви и поэзии. Что такое любовь? Всем ясно, что это понятие связано с выражением чувств человека. Здесь, вероятно, и заканчивается общее согласие в определении любви. Выделяют несколько её форм, но эти формы, от страсти обладания до собачьей преданности, часто противоречат друг другу. Однако предметом нашего эссе является определение не любви, а поэзии.

Мы стали подходить к этой теме издалека, чтобы прояснился общий план, как говорят, big picture вопроса об определении абстрактных понятий. Сказано, что всё познаётся в сравнении, и это относительное утверждение вполне применимо в данном случае.

2. Резонанс, гармония, оркестр, симфония

Стихи нужны читателю, если они отзываются (находят резонанс) в его так называемой “душе”. Чтобы вникнуть в суть того, о чём идёт речь, полезно сравнить чтение стихов с прослушиванием симфонии в исполнении оркестра.

Во-первых, вспомним, что если даже один из инструментов не настроен на верный лад, или если хотя бы один из музыкантов играет с ошибками, то это будет заметно любому квалифицированному слушателю, и вместо резонанса получится диссонанс. Во-вторых, полезно представить, как именно отдельные инструменты, звуча все вместе, создают музыку, которая находит отклик в чувствах и переживаниях слушателя. Чтобы резонировать, инструменты все вместе должны звучать гармонично.

Противоположность музыкальной гармонии называют какофонией. Способность отличить гармонию от какофонии в музыке называется музыкальным слухом. Возможно, вопрос об определении музыкального слуха у человека субъективен, но музыкальное искусство в целом следует общепринятым правилам. Очевидно, они имеют отношение к законам наложения и пересечения звуковых волн, которые описывает физика волн, а также к физиологии человека как “звукоприёмного устройства”.

Разные группы людей (субкультуры) могут отдавать предпочтение разным видам и жанрам музыки. Правила отдельных видов и жанров так или иначе отличаются друг от друга. Качество музыки определяется более-менее объективно в рамках группы правил, т.е. в рамках конкретной субкультуры, культуры или человечества в целом. Чем шире группа людей, тем меньше общих критериев, то есть меньше объективизма. Однако полностью объективный элемент не может исчезнуть даже в самой большой группе, ибо человечество представляет из себя некое единое-целое, если сравнить с другими представителями фауны.

Наконец, всё сказанное о музыкальной гармонии и ее всеобщем (объективном) элементе можно отнести к гармонии в стихах, т.е. поэтической гармонии.

3. Оркестр в случае стихосложения

Что такое оркестр в случае стихосложения? Это разнообразие инструментов стихосложения. Есть всего две группы таких инструментов: ПОВТОРЕНИЕ и ТРОП. (Это сравнимо с группами духовых и смычковых инструментов в симфоническом оркестре.) Примеры инструментов повторения - это метр, строфа, рифма, аллитерация и т.д., то есть орудия звукописи, часто невзирая на смысл. Примеры инструментов тропа - это эпитет, метафора, аллегория, гипербола и т.д., то есть орудия красноречия, часто маскирующие смысл. Обе группы инструментов поэзии по сути вуалируют смысл, который следует, таким образом, считать лишь побочным и второстепенным элементом стихосложения, где первичную роль играет форма.

Из указанных инструментальных групп собирается целый оркестр стихосложения. Подобно тому, как при отсутствии инструментов симфония мертва, без повторения и тропа в стихотворении нет поэзии. В случае плохой настройки одного из инструментов в стихотворении появится фальш. Человек с поэтическим слухом это услышит. Качество и совместное звучание всех инструментов создаёт или разрушает гармонию стиха, то есть поэзию. Если вы принимаете существование музыкального слуха, то вы должны признать и существование слуха поэтического, ибо стихи - это тоже звуковая волна, хотя и дискретная.

Поэту не обязательно и даже не нужно задумываться ни о чём, сказанном выше. Но если кого-то интересует основной вопрос критика - ПОЧЕМУ? (почему одни стихи “трогают душу”, а другие - нет) - следует обратить внимание на элементы гармонии в стихах - повторение и троп.

14, 15 декабря 2021 года

Метки:
Предыдущий: Послание тигра животному миру
Следующий: Петербург тот и этот