Напев хабадников-хасидов - Мелодия Шамиля
ЗАВЕЩАЛ ШАМИЛЬ
НАРОДУ СВОЕМУ —
В СЧАСТЬЕ ЖИТЬ,
ИДЯ
ДОРОГОЙ МИРА.
( + Приложение-1: Завещание и афоризмы Шамиля,
+ Приложение-2: Текст напева "НегУн Шамиля" ).
Четверть века
с Россиею царской
вёл войну
бескомпромиссную Шамиль,
став Имамом
Чечни с Дагестаном.
Не могли
его мюридов победить
лучшие из лучших
царских генералов.
Но когда
после войны в Крыму
с турками, французами
и англичанами
увеличил царь
до армии
Кавказский корпус свой,
к истине, —
в конце—концов, —
Шамиль пришёл,
что ВОЙНА ЭТА —
НЕСЧАСТЬЕ
для его народов. —
Сдался он
на милость Барятинского,
одного из лучших
царских генералов,
во—время сообразившего
прИнять
с почестями
сдавшегося в плен
имама.
И призвал Шамиль
чеченцев с дагестанцами
прекратить
священную войну
за свободу родины
с неверными
и на верность
присягнуть России
и царю.
А, чтоб мир,
который он достиг,
не посмели
нарушать его мюриды,
согласился он
с семьёй своею
всей
стать заложником,
оставшись жить
в России.
Царь его
в Калуге поселил,
а когда узнал
о том,
что пленнику
там климат
не подходит,
поюжнее, —
в Киев, —
приказал
того переселить
и согласье дал
на ?хадж?* Шамилю
в Мекку,
приняв от него
в верности ему, —
царю, —
присягу.
По дороге в Мекку
гостем был Шамиль
на открытии
Суэцкого канала.
Прибыл в Мекку он
в сопровождении семьи, —
завершил свой хадж
и, заболев там,
умер.
В Мекке
на одном из кладбищ
есть могила
мудрого** Шамиля,
завещавшего,
народу своему —
в счастье жить,
идя Дорогой
НЕ ВОЙНЫ,
а МИРА.
Да оставил он
Чеченцам с дагестанцами
песню,
сочиненную в России, —
на чужбине
в северном краю.
В ней,
как Егуда ГалЕви,
некогда писавший:
?Сердце мое на Востоке,
Хоть живу я
на далеком Западе?,
выразил Имам Чечни и Дагестана
негасимую по родине своей
тоску,
сходными
по содержанию
словам:
?Я живу на Севере с семьёй,
Сердце ж и душа мои —
на Юге,
Там, где над Казбеком
Нимб снегов и льда,
А по склонам мчится
В пене
Вольный Терек..."
У ХаБаДников——хасидов***
Любавичского ребе
есть предание о том,
что в Киеве ль,
в Калуге,
сын Любавичского ребе Первого, -
уважаемого ЦЭмаха ЦЭдэка, -
Рэб МаАРаШ
услыхал из окна открытого,
проходя мимо дома Шамиля,
душу тронувшую его -
мелодию.
Он напел ее
ЦЭмаху ЦЭдэку.
И отец,
до конца
напев выслушав,
поделился с ним
своим ВПЕЧАТЛЕНИЕМ:
"Повествует
мелодия печальная,
ЧТО ЗЕМНОЕ
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
ОПУСТИВШАЯСЯ С НЕБЕС
ДУША ЕГО
ОЩУЩАЕТ
ТЮРЕМНОЙ ТЕМНИЦЕЮ
И ДУХОВНОЙ
ЧИСТОЙ
ЖИЗНИ
ЖАЖДЕТ".
И с тех пор,
задумавшись глубоко,
напевал, бывало,
ЦЭмах ЦЭдэк
полюбившуюся ему
мелодию.
А сто лет спустя,
Уже в Нью—Йорке
в году
Тыща девятьсот
пятьдесят третьем
на одной
из встреч своих
с ХаБаД—никами
рассказал им
Ребе СЕДЬМОЙ Любавический,
что ему
в мелодии той
слышится.
И с тех пор
на всех встречах
ХаБаДников
распевают хасиды
Любавические
тот рассказ
на мелодию Шамиля,
дав название напеву:
?НегУн ШАМИЛЯ?****.
ЗАВЕЩАЛ ШАМИЛЬ
НАРОДУ СВОЕМУ —
В СЧАСТЬЕ ЖИТЬ,
ИДЯ
ДОРОГОЙ МИРА.
* - паломничество,
** - см. ниже Приложение-1: Завещание Шамиля и Цитатник его высказываний
и афоризмов.
*** - ХаБаД = течение в хасидизме, - (группирование верующих вокруг
религиозного авторитета - Ребе в местности их проживания), -
от девиза: ХохмА (ум) - БинА (разум)- Дат (религия),
**** - "Напев ШАМИЛЯ" (с иврита), о ней:
http://sergmos.livejournal.com/74583.htm.,
для прослушивания: текст на русском языке см. ниже ПРИЛОЖЕНИЕ-2.
ПРИЛОЖЕНИЕ-1:
ЗАВЕЩАНИЕ ИМАМА ШАМИЛЯ ПОТОМКАМ.
Я обращаюсь к вам через толщу лет!
Я умом и сердцем воспринял призыв знаменитого шейха Мухаммеда из Яраги:
Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право — тяжкий грех перед Всевышним!
Свободная жизнь всех народов и защита достоинства свободного человека в нашем понимании были освящены имамом и традициями нашей горской жизни
Я горжусь: в моем государстве уже не было ни ханов, ни рабов, все люди были равны между собой!
Эта свобода, это равенство народов и людей — мое завещание вам!
Я наставлял наибов: " Не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону насильников. Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы... Будь для старшего сыном, для равного братом, а для младшего отцом.
Если ты будешь вести противно тому, что я говорю, если ты будешь вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа своего.
Я не хотел крови, жертв и страданий народов.
Знайте! Я уважительно относился ко всем народам!
В моем государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно или попавших в плен.
Я созвал специальный съезд в Анди, на котором решили отменить рабство и содержать беглых за счет казны.
Мы дали свободу им всем!
Они были вольны принять мусульманство, завести хозяйство и жениться.
Для тех же, кто хотел исповедовать христианство, я велел построить церковь!
Вы, к которым я сейчас обращаюсь, должны знать, что тогда, в бурные и жестокие годы, все народы, населяющие Дагестан, были единой семьей.
Мы не делились по народам и языкам!
У нас была общая судьба и единые цели!
Для нас истинным человеком был тот, кто разделял с народом все его тяготы.
Я считал себя учеником и последователем шейхов Мухаммеда и Яраги, Джамалутдина из Казикумуха и Абдурахмана из Согратля.
Я завещаю вам, своим потомкам, эту дружбу и это братство!
Помните! Для Шамиля и его сподвижников не было ничего более святого, чем долг перед Всевышним и своим народом!
Имам ШАМИЛЬ.
АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ШАМИЛЯ:
!.Боишься — не говори, сказал — не бойся…
2.Любить и драться надо до последней капли…
3.Всякий, поднимающий оружие против истины, поднимет его на свою погибель!
4.Тот герой, кто выходя на тропу войны, не думает о последствиях.
5.Если мужчина будет мужчиной, женщина будет женщиной!
6.Сабля наточена и рука готова.
7.Малым народам нужны большие кинжалы.
8. Из обращения имама Шамиля к соседям-горцам:
Я и вы — братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то,
забыв свою вражду, вместе бегут на него. Хотя мы и враги между собою, но
русские — волки нам, а поэтому прошу соединиться со мною и сражаться против
общего врага; если вы не поможете мне, то Бог — мне в помощь.
9.Правду сказать, я употреблял против горцев жестокие меры: много людей убито
по моему приказанию… Бил я и шатойцев, и андийцев, и тадбутинцев, и
ичкерийцев; но я бил их не за преданность русским — они её никогда не
выказывали, а за их скверную натуру, склонность к грабительству и разбоям.
10.Кроме арабского я знаю три языка: аварский, кумыкский и чеченский.
С аварским я иду в бой,
на кумыкском - изъясняюсь с женщинами,
на чеченском - шучу.
11. Командиру турецкой армии Омер-Паше в период Крымской войны:
Я выгел к вам навстречу с сильным войском, но невозможно было наше
соединение по причине сражения, бывшего между нами и грузинским князем.
Мы отбили у них стада, имение, жён и детей, покорили их крепости, с
большой добычей и торжеством возвратились домой, так радуйтесь и вы! —
12. Со слов имама Шамиля:
В роще, расположенной в полутора вёрстах от аула, Шамиля встретил
главнокомандующий. -
Тёплый, дружелюбный приём, самое искреннее внимание и
уважение, проявляемые к нему со всех сторон, — всё это явилось для него
полной неожиданностью.
На первых порах он даже растерялся, а потом
сдержанно, с достоинством обратился к Барятинскому с такими словами:
?Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы изменили мне, а наибы
разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне шестьдесят три года…
Поздравляю Вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю Государю
успеха в управлении горцами, для блага их?.
13.Со слов имама Шамиля:
Имам Шамиль спросил у генерала:
?Зачем вы пришли на нашу землю и воюете с нами??.
Генерал ответил:
?Мы пришли к вам, дикарям, с высшей культурой и цивилизацией?.
Тогда имам Шамиль позвал одного из мусульман и попросил снять башмак и
носки и показать ногу генералу — нога мусульманина блестела от
пятикратного омовения.
Тогда имам подозвал русского солдата и попросил его сделать то же самое.
Нога солдата была грязной и воняла на расстоянии.
Имам спросил: ?Так вы с этой культурой к нам пришли?!?.
14.Письмо имама Шамиля Александру II:
Ты, великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные,
оружием.
Ты, великий Государь, подарил мне жизнь.
Ты, великий Государь, покорил моё сердце благодеяниями.
Мой священный долг, как облагодетельствованного дряхлого старика и
покорённого Твоею великою душой, внушить детям их обязанности перед
Россией и её законными царями.
Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все
благодеяния, которыми ты меня осыпаешь.
Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому
нашему отечеству.
16. …Бедный мой народ, вы вместе со мной искали покоя в войнах, переживая
одни несчастья. Оказывается, покой можно найти только в мирной земной
жизни и не только здесь, а и там, в горах… В отношении с русскими следуйте
моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов справедливость,
перетянут больше в сторону добра.
17. ...чувствую, как покидают меня силы , дни мои сочтены, предстоит ответ
пред Всевышним за убийства своих соплеменников, но думаю у меня есть
оправдание, мой народ - скверный народ, на достойный поступок горец
способен только тогда , когда над ним вознесен меч, а пред ним голова,
срубленная этим мечом?.
18.Завещание имама Шамиля потомкам:
"Я обращаюсь к вам через толщу лет!
Я умом и сердцем воспринял призыв знаменитого шейха Мухаммеда из Яраги:
Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право —
тяжкий грех перед Всевышним!
Свободная жизнь всех народов и защита достоинства свободного человека
в нашем понимании были освящены имамом и традициями нашей горской жизни.
Я горжусь: в моём государстве уже не было ни ханов, ни рабов, все люди
были равны между собой!
Эта свобода, это равенство народов и людей — моё завещание вам!
Я наствлял наибов:
?Не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону
насильников.
Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы…
Будь для старшего сыном, для равного братом, а для младшего отцом.
Если ты будешь вести противно тому, что я говорю, если ты будешь
вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего
гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа своего.?
Я не хотел крови, жертв и страданий народов.
Знайте! Я уважительно относился ко всем народам!
В моём государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно
или попавших в плен.
Я созвал специальный съезд в Анди, на котором решили отменить рабство
и содержать беглых за счёт казны.
Мы дали свободу всем!
Они были вольны принять мусульманство, завести хозяйство и жениться.
Для тех же, кто хотел исповедовать христианство, я велел построить
церковь!
Вы, к которым я сейчас обращаюсь, должны знать, что тогда, в бурные и
жестокие годы, все народы, населяющие Дагестан, были единой семьей.
Мы не делились по народам и языкам!
У нас была общая судьба и единые цели!
Для нас истинным человеком был тот, кто разделял с народом все его
тяготы.
Я считал себя учеником и последователем шейхов Мухаммеда и Яраги,
Джамалутдина из Казикумуха и Абдурахмана из Согратля.
Я завещаю вам, своим потомкам, эту дружбу и это братство!
Помните! Для Шамиля и его сподвижников не было ничего более святого,
чем долг перед Всевышним и своим народом!"
ПРИЛОЖЕНИЕ-2:
НАПЕВ ХАСИДОВ-ХаБаДников
ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ
?Нигун Шамиль?…
(Перевод с языка ИДЫШ).
Пребывая у Престола Славы, душа, святая и чистая по своей сути, ничего общего не имеет с грубой материальностью земного мира. Но такова воля Творца — душа, которая является ?частицей Самого Б-га Свыше?, обязана спуститься в этот мир, тем самым подвергаясь заключению и объединяясь с физическим телом на десятки лет. И хотя теперь душу окружают все соблазны и радости этого мира, которые были ей прежде не доступны, все же она чувствует себя в изгнании — вдали от родины, вдали от Всевышнего.
Ради чего все это? Ради исполнения Божественной миссии, с которой душа обязана справиться, а именно — очистить и возвысить физическое тело посредством Торы и заповедей и наполнить физический мир Божественным светом. Когда душа справляется с порученным заданием, все временные боли и страдания, которые неизбежны в процессе спуска души и которыми наполнена ее жизнь в этом мире, не только оправдывают себя, но и блекнут в сравнении с великой наградой и вечным блаженством, которых душа удостаивается в Мире Грядущем…
(Источник: http://www.moshiach.ru/books/nigun/5880.html
( ? www.moshiach.ru).
14 января 2018—го года.
НАРОДУ СВОЕМУ —
В СЧАСТЬЕ ЖИТЬ,
ИДЯ
ДОРОГОЙ МИРА.
( + Приложение-1: Завещание и афоризмы Шамиля,
+ Приложение-2: Текст напева "НегУн Шамиля" ).
Четверть века
с Россиею царской
вёл войну
бескомпромиссную Шамиль,
став Имамом
Чечни с Дагестаном.
Не могли
его мюридов победить
лучшие из лучших
царских генералов.
Но когда
после войны в Крыму
с турками, французами
и англичанами
увеличил царь
до армии
Кавказский корпус свой,
к истине, —
в конце—концов, —
Шамиль пришёл,
что ВОЙНА ЭТА —
НЕСЧАСТЬЕ
для его народов. —
Сдался он
на милость Барятинского,
одного из лучших
царских генералов,
во—время сообразившего
прИнять
с почестями
сдавшегося в плен
имама.
И призвал Шамиль
чеченцев с дагестанцами
прекратить
священную войну
за свободу родины
с неверными
и на верность
присягнуть России
и царю.
А, чтоб мир,
который он достиг,
не посмели
нарушать его мюриды,
согласился он
с семьёй своею
всей
стать заложником,
оставшись жить
в России.
Царь его
в Калуге поселил,
а когда узнал
о том,
что пленнику
там климат
не подходит,
поюжнее, —
в Киев, —
приказал
того переселить
и согласье дал
на ?хадж?* Шамилю
в Мекку,
приняв от него
в верности ему, —
царю, —
присягу.
По дороге в Мекку
гостем был Шамиль
на открытии
Суэцкого канала.
Прибыл в Мекку он
в сопровождении семьи, —
завершил свой хадж
и, заболев там,
умер.
В Мекке
на одном из кладбищ
есть могила
мудрого** Шамиля,
завещавшего,
народу своему —
в счастье жить,
идя Дорогой
НЕ ВОЙНЫ,
а МИРА.
Да оставил он
Чеченцам с дагестанцами
песню,
сочиненную в России, —
на чужбине
в северном краю.
В ней,
как Егуда ГалЕви,
некогда писавший:
?Сердце мое на Востоке,
Хоть живу я
на далеком Западе?,
выразил Имам Чечни и Дагестана
негасимую по родине своей
тоску,
сходными
по содержанию
словам:
?Я живу на Севере с семьёй,
Сердце ж и душа мои —
на Юге,
Там, где над Казбеком
Нимб снегов и льда,
А по склонам мчится
В пене
Вольный Терек..."
У ХаБаДников——хасидов***
Любавичского ребе
есть предание о том,
что в Киеве ль,
в Калуге,
сын Любавичского ребе Первого, -
уважаемого ЦЭмаха ЦЭдэка, -
Рэб МаАРаШ
услыхал из окна открытого,
проходя мимо дома Шамиля,
душу тронувшую его -
мелодию.
Он напел ее
ЦЭмаху ЦЭдэку.
И отец,
до конца
напев выслушав,
поделился с ним
своим ВПЕЧАТЛЕНИЕМ:
"Повествует
мелодия печальная,
ЧТО ЗЕМНОЕ
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
ОПУСТИВШАЯСЯ С НЕБЕС
ДУША ЕГО
ОЩУЩАЕТ
ТЮРЕМНОЙ ТЕМНИЦЕЮ
И ДУХОВНОЙ
ЧИСТОЙ
ЖИЗНИ
ЖАЖДЕТ".
И с тех пор,
задумавшись глубоко,
напевал, бывало,
ЦЭмах ЦЭдэк
полюбившуюся ему
мелодию.
А сто лет спустя,
Уже в Нью—Йорке
в году
Тыща девятьсот
пятьдесят третьем
на одной
из встреч своих
с ХаБаД—никами
рассказал им
Ребе СЕДЬМОЙ Любавический,
что ему
в мелодии той
слышится.
И с тех пор
на всех встречах
ХаБаДников
распевают хасиды
Любавические
тот рассказ
на мелодию Шамиля,
дав название напеву:
?НегУн ШАМИЛЯ?****.
ЗАВЕЩАЛ ШАМИЛЬ
НАРОДУ СВОЕМУ —
В СЧАСТЬЕ ЖИТЬ,
ИДЯ
ДОРОГОЙ МИРА.
* - паломничество,
** - см. ниже Приложение-1: Завещание Шамиля и Цитатник его высказываний
и афоризмов.
*** - ХаБаД = течение в хасидизме, - (группирование верующих вокруг
религиозного авторитета - Ребе в местности их проживания), -
от девиза: ХохмА (ум) - БинА (разум)- Дат (религия),
**** - "Напев ШАМИЛЯ" (с иврита), о ней:
http://sergmos.livejournal.com/74583.htm.,
для прослушивания: текст на русском языке см. ниже ПРИЛОЖЕНИЕ-2.
ПРИЛОЖЕНИЕ-1:
ЗАВЕЩАНИЕ ИМАМА ШАМИЛЯ ПОТОМКАМ.
Я обращаюсь к вам через толщу лет!
Я умом и сердцем воспринял призыв знаменитого шейха Мухаммеда из Яраги:
Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право — тяжкий грех перед Всевышним!
Свободная жизнь всех народов и защита достоинства свободного человека в нашем понимании были освящены имамом и традициями нашей горской жизни
Я горжусь: в моем государстве уже не было ни ханов, ни рабов, все люди были равны между собой!
Эта свобода, это равенство народов и людей — мое завещание вам!
Я наставлял наибов: " Не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону насильников. Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы... Будь для старшего сыном, для равного братом, а для младшего отцом.
Если ты будешь вести противно тому, что я говорю, если ты будешь вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа своего.
Я не хотел крови, жертв и страданий народов.
Знайте! Я уважительно относился ко всем народам!
В моем государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно или попавших в плен.
Я созвал специальный съезд в Анди, на котором решили отменить рабство и содержать беглых за счет казны.
Мы дали свободу им всем!
Они были вольны принять мусульманство, завести хозяйство и жениться.
Для тех же, кто хотел исповедовать христианство, я велел построить церковь!
Вы, к которым я сейчас обращаюсь, должны знать, что тогда, в бурные и жестокие годы, все народы, населяющие Дагестан, были единой семьей.
Мы не делились по народам и языкам!
У нас была общая судьба и единые цели!
Для нас истинным человеком был тот, кто разделял с народом все его тяготы.
Я считал себя учеником и последователем шейхов Мухаммеда и Яраги, Джамалутдина из Казикумуха и Абдурахмана из Согратля.
Я завещаю вам, своим потомкам, эту дружбу и это братство!
Помните! Для Шамиля и его сподвижников не было ничего более святого, чем долг перед Всевышним и своим народом!
Имам ШАМИЛЬ.
АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ШАМИЛЯ:
!.Боишься — не говори, сказал — не бойся…
2.Любить и драться надо до последней капли…
3.Всякий, поднимающий оружие против истины, поднимет его на свою погибель!
4.Тот герой, кто выходя на тропу войны, не думает о последствиях.
5.Если мужчина будет мужчиной, женщина будет женщиной!
6.Сабля наточена и рука готова.
7.Малым народам нужны большие кинжалы.
8. Из обращения имама Шамиля к соседям-горцам:
Я и вы — братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то,
забыв свою вражду, вместе бегут на него. Хотя мы и враги между собою, но
русские — волки нам, а поэтому прошу соединиться со мною и сражаться против
общего врага; если вы не поможете мне, то Бог — мне в помощь.
9.Правду сказать, я употреблял против горцев жестокие меры: много людей убито
по моему приказанию… Бил я и шатойцев, и андийцев, и тадбутинцев, и
ичкерийцев; но я бил их не за преданность русским — они её никогда не
выказывали, а за их скверную натуру, склонность к грабительству и разбоям.
10.Кроме арабского я знаю три языка: аварский, кумыкский и чеченский.
С аварским я иду в бой,
на кумыкском - изъясняюсь с женщинами,
на чеченском - шучу.
11. Командиру турецкой армии Омер-Паше в период Крымской войны:
Я выгел к вам навстречу с сильным войском, но невозможно было наше
соединение по причине сражения, бывшего между нами и грузинским князем.
Мы отбили у них стада, имение, жён и детей, покорили их крепости, с
большой добычей и торжеством возвратились домой, так радуйтесь и вы! —
12. Со слов имама Шамиля:
В роще, расположенной в полутора вёрстах от аула, Шамиля встретил
главнокомандующий. -
Тёплый, дружелюбный приём, самое искреннее внимание и
уважение, проявляемые к нему со всех сторон, — всё это явилось для него
полной неожиданностью.
На первых порах он даже растерялся, а потом
сдержанно, с достоинством обратился к Барятинскому с такими словами:
?Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы изменили мне, а наибы
разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне шестьдесят три года…
Поздравляю Вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю Государю
успеха в управлении горцами, для блага их?.
13.Со слов имама Шамиля:
Имам Шамиль спросил у генерала:
?Зачем вы пришли на нашу землю и воюете с нами??.
Генерал ответил:
?Мы пришли к вам, дикарям, с высшей культурой и цивилизацией?.
Тогда имам Шамиль позвал одного из мусульман и попросил снять башмак и
носки и показать ногу генералу — нога мусульманина блестела от
пятикратного омовения.
Тогда имам подозвал русского солдата и попросил его сделать то же самое.
Нога солдата была грязной и воняла на расстоянии.
Имам спросил: ?Так вы с этой культурой к нам пришли?!?.
14.Письмо имама Шамиля Александру II:
Ты, великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные,
оружием.
Ты, великий Государь, подарил мне жизнь.
Ты, великий Государь, покорил моё сердце благодеяниями.
Мой священный долг, как облагодетельствованного дряхлого старика и
покорённого Твоею великою душой, внушить детям их обязанности перед
Россией и её законными царями.
Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все
благодеяния, которыми ты меня осыпаешь.
Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому
нашему отечеству.
16. …Бедный мой народ, вы вместе со мной искали покоя в войнах, переживая
одни несчастья. Оказывается, покой можно найти только в мирной земной
жизни и не только здесь, а и там, в горах… В отношении с русскими следуйте
моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов справедливость,
перетянут больше в сторону добра.
17. ...чувствую, как покидают меня силы , дни мои сочтены, предстоит ответ
пред Всевышним за убийства своих соплеменников, но думаю у меня есть
оправдание, мой народ - скверный народ, на достойный поступок горец
способен только тогда , когда над ним вознесен меч, а пред ним голова,
срубленная этим мечом?.
18.Завещание имама Шамиля потомкам:
"Я обращаюсь к вам через толщу лет!
Я умом и сердцем воспринял призыв знаменитого шейха Мухаммеда из Яраги:
Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право —
тяжкий грех перед Всевышним!
Свободная жизнь всех народов и защита достоинства свободного человека
в нашем понимании были освящены имамом и традициями нашей горской жизни.
Я горжусь: в моём государстве уже не было ни ханов, ни рабов, все люди
были равны между собой!
Эта свобода, это равенство народов и людей — моё завещание вам!
Я наствлял наибов:
?Не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону
насильников.
Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы…
Будь для старшего сыном, для равного братом, а для младшего отцом.
Если ты будешь вести противно тому, что я говорю, если ты будешь
вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя прежде всего
гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа своего.?
Я не хотел крови, жертв и страданий народов.
Знайте! Я уважительно относился ко всем народам!
В моём государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно
или попавших в плен.
Я созвал специальный съезд в Анди, на котором решили отменить рабство
и содержать беглых за счёт казны.
Мы дали свободу всем!
Они были вольны принять мусульманство, завести хозяйство и жениться.
Для тех же, кто хотел исповедовать христианство, я велел построить
церковь!
Вы, к которым я сейчас обращаюсь, должны знать, что тогда, в бурные и
жестокие годы, все народы, населяющие Дагестан, были единой семьей.
Мы не делились по народам и языкам!
У нас была общая судьба и единые цели!
Для нас истинным человеком был тот, кто разделял с народом все его
тяготы.
Я считал себя учеником и последователем шейхов Мухаммеда и Яраги,
Джамалутдина из Казикумуха и Абдурахмана из Согратля.
Я завещаю вам, своим потомкам, эту дружбу и это братство!
Помните! Для Шамиля и его сподвижников не было ничего более святого,
чем долг перед Всевышним и своим народом!"
ПРИЛОЖЕНИЕ-2:
НАПЕВ ХАСИДОВ-ХаБаДников
ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ
?Нигун Шамиль?…
(Перевод с языка ИДЫШ).
Пребывая у Престола Славы, душа, святая и чистая по своей сути, ничего общего не имеет с грубой материальностью земного мира. Но такова воля Творца — душа, которая является ?частицей Самого Б-га Свыше?, обязана спуститься в этот мир, тем самым подвергаясь заключению и объединяясь с физическим телом на десятки лет. И хотя теперь душу окружают все соблазны и радости этого мира, которые были ей прежде не доступны, все же она чувствует себя в изгнании — вдали от родины, вдали от Всевышнего.
Ради чего все это? Ради исполнения Божественной миссии, с которой душа обязана справиться, а именно — очистить и возвысить физическое тело посредством Торы и заповедей и наполнить физический мир Божественным светом. Когда душа справляется с порученным заданием, все временные боли и страдания, которые неизбежны в процессе спуска души и которыми наполнена ее жизнь в этом мире, не только оправдывают себя, но и блекнут в сравнении с великой наградой и вечным блаженством, которых душа удостаивается в Мире Грядущем…
(Источник: http://www.moshiach.ru/books/nigun/5880.html
( ? www.moshiach.ru).
14 января 2018—го года.
Метки: