Голосование! Народная игрушка. Проза

Голосуем! Конкурс Народная игрушка

С Новым годом, дорогие авторы и читатели Страны Детства!
Подошёл к концу очень важный конкур, лучшие произведения которого попадут в коллективный сборник под условным названием "Город мастеров".

Просим проголосовать за понравившиеся вам сказки и рассказы, посвящённые народно-прикладному творчеству!

Что нужно сделать?
1. Скопировать таблицу номеров.

2. Оценить прозу по пятибалльной системе. Очень прошу серьёзно подойти к голосованию и обязательно использовать все баллы: от 1 до 5. Комментарии не оставлять.

3. Приём голосов с 3 января по 12 января.

4. Прошу учитывать и профессионализм автора, и грамотность, и сюжет, и эмоциональное воздействие произведения.

5. Свою прозу оцениваем 4 баллами.

6. Таблицу с выставленными вами оценками пересылать ОЛЬГЕ ШАРКО 2 в личные сообщения. http://stihi.ru/avtor/stihija11

С уважением и пожеланием счастья в Новом году – Нина Агошкова. Если будут ко мне вопросы – обращайтесь:
http://stihi.ru/avtor/ninaagoshkova

ТАБЛИЦА ГОЛОСОВАНИЯ

№ 1 -
№ 2 -
№ 3 -
№ 4 -
№ 5 -
№ 6 -
№ 7 -
№ 8 -
№ 9 -
№ 10 -

Тексты – участники конкурса. Читаем и наслаждаемся:

1. ВОЛШЕБНЫЕ МАТРЁШКИ

–Я решила, - объявила мама тридцатого декабря, обращаясь к мужу и восьмилетней Наде, - Новый год встретим дома, а второго января в деревню уедем, к моим родителям. Согласны?
– Я за! – папа, сидя на диване, поднял руку, как на школьном уроке.
– А я - нет, - нахмурила брови дочка, - мы с подружками договорились на каникулах в парке встречаться – там горка большая.
– А в деревне воздух чистый, - пыталась убедить мама, - да и с бабушкой, дедом давно не виделись.
Последний аргумент подействовал на Надю положительно – она любила бабулю с дедулей.
– Ладно. Согласна поехать на один день, максимум на два.
– Ну вот и хорошо, - обрадовался папа, - договорились.
– Что значит на два дня, - пыталась возразить мама, но отец хитро подмигнул и она замолчала.
… Второго января выехали рано утром. Надя уточнила:
– На два дня едем?
– Мы это уже обсудили, - ответил отец.
Надя недоверчиво посмотрела на маму - та молчала, а ?молчание, как известно – знак согласия?.
К любимым бабуле с дедулей прибыли после обеда.
Они очень обрадовались:
– Вы ж мои милые, мои дорогие. Как хорошо, что приехали, - приговаривала бабушка, обнимая и целуя гостей.
Дедушка встречал более сдержанно: пожал папе руку, обнял маму, Надю погладил по голове.
– Подросла красавица наша.
За большим гостеприимным столом со вкусной едой проговорили до позднего вечера.

Утро было таким же вкусным и добрым.
После завтрака папа сказал Наде:
– Ну что, все желания загадала в Новогоднюю ночь?
?Как это можно загадать все желания? пронеслось с голове у девочки.
– У меня каждый день новые желания.
– Тогда собирайся.
– Куда?
– Как куда? Во двор. Если из свежего, нетронутого снега слепить снеговика и загадать желание, то оно непременно исполнится!
– Я не знала про такое…- удивилась Надя и быстро оделась.
…На снеговиков потратили полдня: слепили, затем вернулись домой за морковными носами - вымыли овощи и отскоблили до яркого цвета; для улыбок снежных фигур нарвали ягоды зимней рябины, а ещё склеили из картона головные уборы. Снеговики получились весёлыми, симпатичными. А желание Нади быстро исполнилось: она загадала найти подружку и вечером того дня прибежала соседская девочка – принесла бабуле, связанные её мамой рукавички. Таня была позитивной, общительной и на следующее утро они вместе лепили снеговиков, загадывая желания.

Папа больше не участвовал в лепке, сказал, что ?желания закончились?, зато Надя с Таней мастерили фигуры каждый день. Про отъезд Надя не вспоминала.
В тот день ?ударил?, как сказал дедуля, мороз.
– Минус двадцать, - объявил, глядя на термометр, - сегодня будем печку обнимать.
Надя посмотрела в окно на стоящих в ряд снеговиков.
– Надолго мороз?
– Рождественские – затяжные, как минимум на неделю.
– Жаль, хотела ещё желания загадать.
– Так загадай.
– Теперь-то как? Новый год закончился, снеговиков не слепить.
– Есть ещё один способ.
– Какой?
– Кукольно-круглогодичный.
– Как это?
– Идём со мной.
…В столярной мастерской пахло свежим деревом. На полках лежали круглые чурки разной величины. Около окна стоял точильный станок. Надя удивлённо разглядывала небольшое помещение, вдыхая приятный запах.
– Фартук надень, а то сейчас начну работать и стружки полетят, - посоветовал дед, надевая рабочую куртку.
– Пусть летят - я их ловить буду.
– Ну как знаешь.
– А что ты будешь делать?
– Матрёшек.
– Матрёшек? Вот это да!
– Верхние части выточу. Донышки-то готовы – вон стоят сушатся.

Дедуля включил станок. Тот загудел и, вставленная на длинный металлический штырь чурочка, завертелась быстрее, чем юла. Началось настоящее чудесное представление: мастер при помощи специального инструмента ловко и довольно быстро выточил фигуристый купол будущей деревянной куколки, отложил в сторону и приступил к следующей фигурке.
Сделав заготовки, дед отключил гулкий станок.
– Готовы. О! – улыбнулся, посмотрев на внучку, - ты вся в стружках, давай-ка, отряхну тебя.
Надя под впечатлением увиденного, не обращала внимание на кудряшки от дерева, ей хотелось узнать, что будет дальше.
– Сейчас раскрашивать будем?
– Сначала надо грунтовкой покрыть, просушить, отполировать, а после расписывать.

Грунтовали вместе – эта работа была под силу девочке, так же как и роспись.
Матрёшки получились улыбчивыми, румяными, нарядными.
Надюшка, как только куклы были готовы, гладила и целовала каждую, приговаривая бабушкиными словами:
– Вы ж мои милые, мои дорогие, я вам имена придумаю.
– Конечно, девчонки должны быть с именами, - улыбался довольный дед, - а что ж про способ -то не спрашиваешь?
– Про какой?
– Про кукольно-круглогодичный.
– А-а, я уже и забыла.
– Смотри, - дедушка раскрыл самую большую куклу, - в верхнюю часть – в этот купол, нужно нашептать самое большое желание и сразу закрыть донышком, в куколку поменьше – не очень большое и так далее.
– А если у меня у будет маленькое желание, например на хорошую оценку, тогда как быть? Маленькая кукла не раскрывается...
– Зажми куколку в кулачок и шепчи в него.
– Хорошо, спасибо, дедуля, - щебетала, как птичка, довольная девочка.
…Спустя неделю возвращались домой. На коленях у Тани сидели красавицы-матрёшки, которых она то собирала в одно целое, то вновь рассаживала по одной.
– Скоро расстанешься с куколками, - заметил папа, - через два дня в школу.
– Ни за что.
– Неужели будешь в школу кукол носить? – удивилась мама.
– Буду, но не всех – только крошку: она в любой кармашек поместится, а когда надо я её в кулаке держать буду.
– Для чего? – поинтересовался отец.
– Чтоб желание загадать.
– Ещё не закончились?
– Они у меня не заканчиваются.
– И у меня, - улыбнулась мама.
– Что-то я отстаю от вас по желаниям, - отозвался папа и замолчал.
Наверное начал придумывать желания…

2. ОЛЕНЬ-ЗОЛОТЫЕ РОЖКИ

Олень - золотые рога прискакал к Ване ночью, накануне Нового года. Он был синего цвета, а ветвистые рожки напоминали лестницу.
– Идём со мной, - позвал он мальчика.
– А как же мама?
– Не бойся, мы скоро вернёмся.
Мальчик осторожно подошёл к оленю, и тот наклонил голову. Ваня взялся за рога и...неожиданно для себя начал подниматься по ним к небу, в которое превратился потолок. Вот он - месяц, совсем рядом. Подмигивает путешественникам, а рядом яркая звёздочка играет своими лучами. Мальчик осторожно снял её с небосвода и прикрепил на оленьи рога.
– Загадывай желание! - бархатным голосом произнёс олень. - только быстрее, а то скоро утро.
– Хочу акваферму с золотой рыбкой на Новый Год, - прошептал Ваня. - А ещё хочу помириться со своим другом Савелием. Мы с ним вчера поссорились из-за машинки.
– Сбудется всё, что ты загадал, - уверенно сказал олень.- Только моё время заканчивается.
Он неожиданно уменьшился в размерах, и мальчик оказался на полу возле кроватки.
– Скажи, когда мы снова увидимся?
– Помнишь дудочку, которую купила тебе бабушка на ярмарке абашевских игрушек. Ты сам выбрал её среди всех фантастических существ, сделанных из глины мастерами. Дунь в неё несколько раз, и я тут же примчусь. Только делай это так, чтобы взрослые не слышали. Они испортят всё, потому что перестали верить в чудо. Сейчас прощай!

Олень умчался, но Ваня ещё долго слышал цокот его копыт.
Утром мальчик проснулся в ожидании чуда.
В зале стояла нарядная ёлка, а под ней лежали коробки с подарками.
– Иди сюда, засоня, - сказала мама. - Дед Мороз ночью принёс тебе подарок.
Мальчик с восхищением увидел на столике свою мечту - акваферму. Сверху зеленели растения, а внизу плавала крохотная золотая рыбка.
– Ура! Спасибо тебе, олень! - воскликнул мальчик.
– Какой ещё олень? - с недоумением спросила мама.
В этот момент раздался звонок. Мама пошла открывать дверь. На пороге стоял Савелий с машинкой в руке.
– Знаешь, Ваня, - произнёс тот. - Давай мириться, мне скучно без тебя. Будем играть вместе.
– Согласен, только ты подожди, я сначала умоюсь и зубы почищу.
Савелий разделся и стал разглядывать рыбку.
Ваня побежал в ванную. По дороге, на полочке у зеркала, он увидел глиняную свистульку - дудочку - оленя с золотыми рогами, похожими на лестницу. Мальчик подмигнул игрушке и поднёс свистульку ко рту, но, вспомнив наказ оленя, дуть в неё не стал. Он решил рассказать обо всём Савелию. Ведь вдвоём гораздо веселее верить в чудеса!

*Аба;шевская игру;шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
Абашевская игрушка — это свистульки из глины, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры имеют строгий рисунок и высокий рельеф.Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими. (Википедия)

3. СКОПИНСКАЯ СКАЗКА

Яркий летний денёк. В город Скопин, что находится в Рязанской области на очередной Международный фестиваль гончарного искусства съехались 300 лучших мастеров со всего мира, в том числе из Австрии, Польши, Украины, Румынии, Швеции. Торжественное открытие фестиваля проходило на центральной площади у Дворца культуры.
Там уже шумела Ярмарка народных промыслов и ремёсел, на которой чего только не было – глаза разбегались от такой красоты! Взрослые мастера-гончары и дети продемонстрировали членам жюри и гостям своё удивительное искусство.
Победителями в различных номинациях стали и скопинские мастера, а Гран-При тоже у скопинцев. Лощинина Татьяна Васильевна сотворила настоящую сказку.
Все участники были отмечены дипломами. Была организована и Международная выставка работ участников фестиваля. Там все смогли ознакомиться с шедеврами ручной работы.
Также в программе фестиваля был запланирован квест ?Стань гончаром за один день? где сказитель-поводырь отвёл команду ребят, из всех желающих, на четыреста лет назад в прошлое.
Всем им предстояло наниматься на работу к самому первому скопинскому гончару Дёмке Кирееву. Во дворе краеведческого музея нанятые им ?работники? мяли ногами глину, превратившись в глиномялов-топтунов. Дружно они топтались в тёплой, мягкой массе, разминая её, словно тесто, а зрители подбадривали их и всем было весело и интересно!

С готовой глиной, которой Дёмка-гончар одарил помощников, все, предварительно вымыв ноги в тёплой приятной водичке, перешли к его жене. Она тоже мастерица-искусница: умеет лепить игрушки и свистульки делать.
Все попробовали под руководством Киреевны и её помощниц освоить лепку этих мелких изделий из глины с помощью жгутиковой техники. И совсем неплохо у них это получилось!
У кого-то - котик с рыбкой, у кого-то - птичка, медвежонок, свинка - кому что захотелось! А сколько радости у всех от такого процесса! Глаза горят, а дальше что-то ещё их ждёт неизведанное!
?Покрутить? настоящий гончарный круг – всегда удовольствие, а когда мастер-классы устраивают именитые гончары, тем более! А художниками ?поработать? могут все без исключения. Авторская работа будет и цены ей просто нет! А сколько воспоминаний приятных останется у всех!
Все новые гончары-умельцы в результате получили по своей собственной игрушке, дипломы и гордо расплатились за чай с пряниками заработанными у Дёмки рублями скопинскими, специально изготовленными к этому фестивалю!
Скопинские художники-гончары помимо сложных декоративных изделий, украшенных различными орнаментами, фигурами птиц и диковинных сказочных зверей, которые берут с удовольствием и крупные музеи, и коллекционеры, работают и над созданием игрушек. Каких только игрушек не было на ярмарке! Все они с выпуклым орнаментом, сверху покрытые разноцветной глазурью.

Всевозможные сказочные зверушки, птички-свистульки-погремульки, барышни, ангелочки, медвежата и коты, держащие в лапах рыбу или гармонь, курочки с цыплятами, свинки с поросятами! Так и просятся все - возьми меня!
А там, в тенёчке - Жар-птицы, бравые всадники, лошадки. На любой каприз и вкус! Особенное внимание – былинной сказочной Птице Скопе, которая украшает герб Скопина, от которой и произошло название самого города.
Сегодня в Скопине есть музей керамики. Он пополняется изделиями участников Международного фестиваля гончаров. Создан центр народных художественных промыслов и ремёсел, где проводится большая работа с детьми.
Народные и заслуженные мастера художники-гончары ведут мастер-классы со всеми желающими. А недавно на Гончарной площади открыли памятник первому гончару Дёмке Кирееву, не из глины, а из мрамора. Посвящается он всем скопинским гончарам.
В августе 2022 года в Скопине состоится очередной, уже восьмой Международный фестиваль гончаров. Подготовка к фестивалю идёт полным ходом – это большой праздник для жителей нашей Рязанской области. Будет много гостей, туристов и встретить всех нужно достойно.

4. ЗЕМЛЯКИ

В стародавние времена на одном деревянном корабле, что перевозил по великой русской реке Волге разные грузы, состоялся интересный разговор. А начался он так: на полке с посудой столкнулись две деревянные ложки и стали ругаться.

— Эй! Ты чего толкаешься, и откуда только ты такая наглая взялась на нашем корабле?

Так сказала одна ложка другой. Ну а та ей и ответила.

— Я не наглая и столкнулась с тобой случайно из-за качки корабля. А сделали меня из липы в городе Городец, что на левом берегу Волги. Теперь я с хозяином нахожусь на этом корабле.

— Слушай! — Воскликнула первая ложка, — а ведь меня тоже вырезали в Городце из липы и расписали красивыми красками.

— И нас, и нас тоже там сделали!— так закричали деревянные миски, шкафчики, кадушки и сундуки.

—И нас тоже в Городце сделали, — запищали деревянные игрушки в сундуках. — Это именно нас везёт купец продавать на ярмарках в разные города.

А игрушек там, каких только не было. Это и деревянные кони на полозьях и на колёсиках, игрушечные домики, птицы и зверушки… Все они были вырезаны из отходов: различных щепок и крупной стружки. Сделаны они были с большой выдумкой и красиво расписаны красками.

— Я очень хочу, чтобы меня купили для маленькой девочки. Мы будем с ней играть в мамы-дочки.

Так сказала красиво раскрашенная небольшая деревянная девчушка.

— А нам хочется, чтобы с нами играли мальчишки. — Так сказали деревянные солдатики...

Долго ещё в пути переговаривались друг с другом земляки из Городца, оказавшиеся по воле случая вместе на одном корабле. Но их язык в виде поскрипываний и различных стуков люди не понимали. И только сам корабль качался под парусом на волнах и не вступал в разговор, хотя его тоже сделали плотники в Городце. Ему надо было бороться с волнами и ветром.

5. КАТИНЫ ИГРУШКИ
(Детям от 6-ти лет). СКАЗКА

Эта история произошла под Новый год...
В одном Кукольном Городе под названием "Детский Мир" жили игрушки: мячики, скакалки, всякие солдатики, вертолётики, разные детские настольные игры и куклы...Ими с удовольствием играли дети, обычные мальчишки и девчонки.
Многие из таких игр со временем ломались, ржавели, приходили в негодность и их попросту выбрасывали. Среди них были и пластмассовые, и мягкие, и даже деревянные игрушки.
Но были и такие, которые годами стояли на полках, с целью - украшать своим видом пространство. Это были интерьерные, коллекционные куклы. Они с гордым видом с полок наблюдали за другими и строили из себя очень важных. В основном, такие куклы были тряпичными, сделанные из плотного материала.
Но стояли среди них и глиняные - барышни в пышных узорчатых сарафанах, от которых исходил какой-то неповторимый яркий свет. К сожалению, эти Куколки были очень одиноки и всегда грустны.

Когда Катюша, маленькая девочка шести лет, увидела на полке Кукольного Города глиняную Дымковскую игрушку*, ей сразу захотелось такую же себе. Но продавец Кукольного Города, Людмила Петровна, объяснила, что та - очень хрупка, и может разбиться!
- Такими игрушками нужно только любоваться!..- сказала она Кате.
Катя обиделась и произнесла с грустным видом:
- А мне так хочется поиграть с ней!..
- Будь аккуратна! - пояснила Людмила Петровна и протянула игрушку девочке.
- Да, конечно...- обрадовалась Катюша.
А интерьерные куклы стали перешёптываться между собой:
- Надо же, на нашу недотрогу обратили внимание!..
И им стало немного завидно...
А в это время девочка взяла Дымковскую барышню и радостно воскликнула:
- Ты - очень красива! Я назову тебя Матрёной.
И вдруг случилось чудо, чудо новогоднее!
Кукла словно ожила в детских ручонках и улыбнулась:
- Привет, Катюша! Меня несколько лет никто не брал в руки! - сказала она.
Катя улыбнулась ей в ответ.
- Мамуль, посмотри, - обратилась Катюша к маме. - Матрёна разговаривает со мной, давай купим её!..
- Ух, ты, здОрово! - ответила женщина девочке. - Видно, Куколка почувствовала тепло, исходящее от тебя, доченька!
И исполнила просьбу своей дочки.
А вечером Дымковская игрушка уже красовалась напротив
огромной Новогодней Ёлки - в детской комнате, дома у Катюши. Но она не стояла и не пылилась, как в магазине. Матрёна нашла новых друзей среди Катиных игрушек, ведь девочка не забывала про них, а часто с ними играла.
Но следуя советам взрослых, Катюша стала очень аккуратна и бережно относилась ко всем своим игрушкам.

P.S.: * Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

6. ЗОЛОТАЯ СОЛОМКА

– Бесполезная ты, солома! – ухмылялось сено. – То ли дело я! Меня берегут, сеновал построили специально для моего удобства! А ты? Под ноги скоту бросят, чтоб теплее было и всё.
Солома хмурилась, вздыхала и тихонько шелестела.
– Но ведь меня не выкинули, значит, и я нужна, – ответила робко, еле слышно.
– Фи! – выдохнуло презрительно сено. – Я душистая, меня сам хозяин дома назвал кормилицей!
На дворе раздались голоса людей и разговор в сарае умолк. Хозяин, темноволосый бородатый мужик, заглянул внутрь, постоял, задумчиво глядя на солому. Следом забежал девчоночка лет шести, Машенька, шустрая голубоглазая. Рот в улыбке растянут, веснушки сияют на щеках.
– Батяня, ну что, будем делать сказку?
– Погоди, егоза, – улыбнулся отец, – тут суетиться нельзя, с толком подходить надо!
Он взял в руки несколько пучков соломы, поглаживая и распрямляя.
– Вот из этой будут листики хорошие! – дочка протягивала длинные сухие стебли.
– Ну, что ж, пойдём пробовать, – протянул хозяин.
В избе солому положили на стол, а чуть погодя, один из пучков сунули в чан с водой, добавили соды, поставили в печь.
?Отмыть решили, – подумала соломка. – Отпарить. Но для чего? Странные люди!?

Вскоре соломка стала золотистого цвета. Её положили сохнуть на печи, а потом хозяин острым ножом вырезал что-то, хмурясь и прикусывая от старания ус. Соломка вертелась под умелыми руками, поворачиваясь так и этак.
Вырезанные кусочки мастер приклеил на деревянную игрушку, покрыл лаком и поставил сохнуть. Наутро Маша первая проснулась, посмотрела на стол и ахнула:
– Ах, какая красота! Матрёшка стала красавицей! Ни у кого такой нет!
На зимней ярмарке матрёшек раскупили в один миг. Золотистые аппликации из соломки притягивали взгляды, радовали солнечными бликами.
– Мастер, Михалыч, что и говорить! Ишь, какую красоту сотворил! Мастер!
С той поры соломка в дело пошла, но не загордилась и никогда не поминала сену насмешек над собой. А сено… А что сено? Завидует втихомолку и вздыхает.
*
Вятская (Кировская) матрешка

Особое своеобразие вятской матрёшки в том, что ее стали не только расписывать, но и инкрустировать соломкой. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Золотистый цвет, в зависимости от изменения угла зрения может становиться перламутровым. Мастера научились красить соломку в различные цвета, напоминающие под лаковым покрытием драгоценные камушки.

7. КАК МАТРЁШКИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЦАРСТВЕ ПОБЫВАЛИ

Жили-были в Российском царстве матрёшки-модели. Было их пять подружек: тверская, семёновская, вятская, полхов-майданская и загорская, или сергиево-посадская. Жили они каждая в своём городе и очень дружили. Часто друг к дружке в гости ездили, нарядами новыми хвастались, новостями обменивались. Были они очень популярны не только в своём государстве, но и за границей. Любовались заморские купцы и модельеры красотой да нарядами матрёшек наших. Всё думу думали, как же им такую красоту в свои государства заполучить.
Думали-думали и придумали. Однажды пригласили матрёшек во Французское царство Парижское государство в качестве моделей на неделю высокой моды, куда все иноземные знатные дамы да господа прибыли. Поразмышляли матрёшки и поехали красоту русскую показать да на других полюбоваться.

Узнали парижские кутюрье, что согласились русские красавицы в их дефиле участвовать, созвали всех знаменитых дизайнеров и модельеров, чтобы подходящие наряды для матрёшек для показов сшить. Пришли к единому мнению, что декоративно-прикладное и изобразительное искусство лучше всего передаёт культурные ценности государства Российского, и создали коллекцию нарядов для моделей наших.
На подиуме каждая Матрёшка-модель демонстрировала русский народный художественный промысел. Первая Матрёшка прошла по подиуму в длинном белом платье со шлейфом с многообразными оттенками синего в стиле "Гжель". Начиная движение в обратную сторону, из-за кулис выходила следующая модель. Её яркий красный костюм с пышными воланами включал в себя кружевной лиф и роспись на спине в виде волшебной птицы с диковинным хвостом в окружении гирлянд из роскошных золотых розанов с узором Городецкой росписи. Камеры фотографов начали искрить вспышками, когда на подиум вышла следующая русская красавица, представляя экстравагантный брючный костюм с жилетом без рукавов, сочетающийся с геометрическими узорами по мотивам Дымковской росписи. Круги, вышитые пайетками, так и переливались при ходьбе.

Завершая показ, две Матрёшки появились из-за кулис с разных сторон в строгих чёрных платьях-карандаш. Рисунок на первом наряде создавал иллюзию цветочного букета, в котором чередовались крупные садовые и мелкие полевые цветы, раскиданные по подолу. В ногу с ней шла модель. платье декорировано золотым витиеватым орнаментом в сочетании с красными сочными ягодами рябины.
В самом конце дефиле выходили все Матрёшки, на мгновение позируя фотографам, останавливаясь, эффектно поворачиваясь, чтобы камера успела уловить всю красоту русской росписи...
Нашим красавицам русским все аплодировали стоя . Князья да принцы сватов засылать хотели. Да отказали матрёшки женихам заморским. Вернулись в своё государство Российское, замуж за русских женихов вышли. Живут-поживают, детишек воспитывают, дружат крепко по-прежнему. Иногда за границу в гости ездят и у себя гостей принимают.

8. ОДНАЖДЫ В МУЗЕЕ

Музеи, как известно, бывают разными: большими и не очень, городскими и сельскими. Чего только нет в этих заведениях: картины, скульптуры, различная одежда и даже игрушки, про которые дальше пойдёт речь. И не надо думать, что в музей попадают только очень дорогие и искусно сделанные игрушки - там можно увидеть всякое. Самое главное, чтобы игрушка была со своей историей, ведь в игрушечной жизни чего только ни бывает. Они многое помнят, о многом могли бы рассказать. Попав на одну музейную полку, могут даже подружиться или поссориться: характеры-то даже у игрушек разные. Вот и сейчас, похоже, кто-то затеял ссору:

- Никакая я тебе не красненькая лошадка на колёсиках! – возмущённо скрипел деревянный конёк Огонёк, покрашенный красной краской, из-за чего он и получил такое имя . – Я конь! Я похож на орловского гнедого скакуна!

- Какого скакуна? Гни-ло-го? – переспросила плюшевая мышь, сидящая на соседней полке.

-Гне-до-го ! Масть так называется… красноватого оттенка. Орловские скакуны отличаются красивой изящной шеей и длинными быстрыми ногами, точь-в-точь, как у меня.

- Хи-хи-хи-хи! – пискляво рассмеялась мышь.- Ты маленькая деревянная игрушка - только и всего! Тебя за верёвочку тянуть надо, чтобы с места сдвинуть. Какой уж из тебя скакун? Не выдумывай! Вот я, бывшая актриса – кукла бибабо, в кукольном театре каких только коней ни видывала. У них и хвост с гривой как настоящие были, не то что у тебя!

-Да твоих тряпичных коней в театральном сундуке моль давно съела! А меня из дубовой доски сделали двести лет тому назад, но я до сих пор крепок и полон сил! Хоть и не так, как в молодости, когда я в Москве с самим Наполеоном встречался …

- Поду-у-у-маешь, герой, - хмыкнула мышь, - да я в театральном буфете раз тридцать с ?Наполеоном? встречалась и всегда его одолевала – съедала до последней крошечки!

- КОГО ты тридцать раз съедала? – удивился Огонёк.

- Ни КОГО, а ЧТО!- поправила мышь, - Торт, конечно… Эх, ты конь неотёсанный, безграмотный, сразу видно – дубовый! Наверное, и в театре ни разу не был!

- Плюшевая твоя голова, - сердито застучал колесиками конёк, - прочитала, наверно, за жизнь одну сказку про репку, а Историю совсем не учила! Признавайся, в школе только корешки у книжек грызла? Наполеоном звали французского полководца!

У многих древних полководцев и рыцарей в детстве были любимые деревянные кони, и даже у русского царя Петра I такой имелся.

Когда маленькому царевичу исполнился год, ему сделали деревянного коня на колёсиках. Вырезал его из липы старец Ипполит. И хотя предназначалась игрушка для ребёнка, всё снаряжение делалось, как для настоящего скакуна. Деревянное седло обили войлоком и красным сафьяном, а упряжь в самых малых деталях была как настоящая. Уздечка серебром украшена, а нагрудник - изумрудами

А в Оружейной палате московского Кремля до сих пор хранится ?потешная? карета, которую сделали Петруше, когда тому исполнилось два года. Она от настоящей только размерами отличалась. Да и лошади в эту карету тоже запрягались настоящие, только очень маленькие – особой ?пигмейской породы?.

Всё большое начинается с малого. Сначала с деревянным конём играют, а потом на живом, настоящем сражения выигрывают.

- Ого! – выдохнула впечатлённая рассказом Огонька собеседница. Но, помолчав минуту, заявила:

-Что-то на тебе никакого серебра с изумрудами не видно. За какие же заслуги ты в музей попал? Не понимаю.

- Как за какие? Я, конечно, в царских дворцах не скакал - меня для деревенских ребятишек делали. Многих я вырастил и воспитал, и раз до сих пор жив, значит, воспитал я хороших людей: бережливых, заботливых. Педагогическим опытом и знаниями могу с другими поделиться! А ты вот чему в своём театре детей научила? Как надо хвостиком махнуть, чтобы золотое яичко разбить?

Мышь недовольно надула щёки и задумалась, а потом обиженно произнесла:

- Я, между прочим, репку помогла из земли вытянуть. Ка-а-ак дёрну кошку за хвост! Без меня бы никак не справились! А в сказке ?У страха глаза велики? помогаю старенькой бабушке делать хозяйственные дела: воду ношу. А кто в сказке ?Гуси-лебеди? от Бабы Яги детей спас? Я!

Пусть я на вид потёртая и невзрачная, но раньше меня надевали на руку очень известные кукольники, и в их руках я могла совершать добрые дела! Это я сейчас без дела на музейной полке сижу. От этого и характер стал портиться.

- Это верно,- согласился Огонёк,- я тоже от безделья стал скрипучим и ворчливым. А хочешь, я тебя по музею с ветерком прокачу?

- Не возражаю!- радостно пискнула мышка. - Давно хотела навестить своих друзей из самой дальней музейной комнаты.

Надеюсь, мы ещё все соберёмся и сыграем свой самый лучший спектакль для детей, пока характер совсем не испортился.

9. ЧУДО В ПОЛОСОЧКУ

С наступлением осени у дачи портилось настроение.

Очень многие любят это время года, особеннно поэты, они радуются, любуясь увядающей природой, и пишут красивые стихи, но старая дача не разделяла этих восторгов:

- Какая радость от облетающих листьев и моросящих дождей? Мусор и сырость! А с отъездом отдыхающих ещё и одиночество! В такие дни дачу посещало уныние. Оно прилетало на чердак в виде сквозняков, выдувало изо всех углов летние запахи, потом медленно проникало в комнату, и развалившись на старом диванчике, оставалось зимовать, погружая всех постоянных жителей домика в затяжной зимний сон.

Больше всего грустил дачный чердак. Точнее те, кто на этом чердаке обитал. Это были старые игрушки из большой картонной коробки: разноглазый медвежонок Потапыч, самоварная кукла-грелка Варвара Матвеевна, деревянная дудка и глиняная полосатая уточка-свистулька Фрося. Осенний ветер шевелил паутину на маленьком чердачном окошке сквозь которое можно было наблюдать за отлетом птиц и перемещением облаков.

Медвежонок любил разглядывать пуговичным глазом сменяющиеся картины неба и делать выводы:

- Фрося, твои сородичи уже полетели на юг! Скоро зима. Слышишь, как крякают?

- Слышу, - смущаясь отвечала глиняная уточка - свистулька. Она не умела крякать и летать, поэтому не ощущала себя уткой в полной мере. Иногда её одолевали сомнения: очень уж она была похожа на расписной керамический горшочек. Может она посуда? Но старый цветочный горшок её разубеждал:

- Не посуда ты! Похожа – не поспоришь, но другого рода, племени. Спроси-ка лучше деревянную дудку. Наверняка духовые инструменты тебе роднёй доводятся!

- Ой, насмешили!- высокомерно дудела в ответ дудка. У меня в родственницах серебряные флейты, свирели…а таких глиняных в разноцветную полосочку, никогда не встречала! Не хотелось ей признавать Фросю за свою родню.

Очень расстраивалась глиняная уточка:

- И не птица я, и не чашка, и не флейта… бесполезная свистулька!

Варвара Матвеевна, в такие моменты тихо вздыхала и, поправляя рюши на своей широкой ватной юбке, возражала:

- Зря ты так говоришь, Фрося! Нет ничего бесполезного в этом мире, в добрых руках любая безделица окажется нужной и даже чудесной. Надо только найти волшебника с такими руками.

Вот и во мне ещё столько нерастраченного тепла…

- И во мне, - соглашался Потапыч, - вспоминая, как раньше его крепко обнимали, спящие в кроватках, малыши. – А сейчас ко мне только голодная моль прилетает - шерстью интересуется. Никакой душевности! Эх, был бы у меня парашют…

- Зачем это?- Удивилась Варвара Матвеевна.

- Я бы вылез через чердачное окно и прыгнул с парашютом вниз к людям. Может кому и пригодился бы…

- Замечательная идея, Потапыч!- вдруг обрадовалась ватная кукла, расправляя свои многочисленные широкие юбки. – Мой наряд чем не парашют? И прыжками я в молодости увлекалась. Бывало как запыхтит паром подо мной огромный пузатый чайник, так я на пол с него и летела, и приземлялась всегда удачно. Ни разу носа не разбивала. Ну, что рискнём? Кто со мной?

- Я !- свистнула Фрося. – У меня хоть и не большие, но крылья имеются. Махать ими не могу, но планировать сумею.

- Рискну! – согласился Потапыч, и подмигнул уточке пуговичным глазом. – Я хоть старый и неуклюжий, но мягкую посадку вам обеспечу. Вы барышни, создания хрупкие, носы себе поразбиваете, склеивай вас потом. Ну-ка, держитесь за меня крепче!

Осенний ветер тем временем усилился и распахнул створку чердачного окошка. Порыв сквозного потока воздуха легко подхватил заговорщиков и выстрелил ими через окошко, как выстреливает конфетти из хлопушки, попутно выдувая из свистульки пронзительные звуки.

- Фью-у-у, фью-у-у-у, фью-у-у-у-у, фьють ! – засвистела Фрося, сидя на спине Потапыча, под раздувшимися, как купол парашюта, юбками Варвары Матвеевны.- Какое счастье! – думала про себя глиняная птичка. – Я лечу! Похоже я всё же настоящая уточка!

- Как прекрасна земля с высоты птичьего полёта! – Думала разрумянившаяся кукла-парашют Варвара Матвеевна.

- А-а-а-ай- яй- яй! – вдруг испуганно заголосил Потапыч. –Кажется мы приземляемся на тополь! И плюхнулся со всей компанией в старое вороньё гнездо.

- Ой, мамочки! – запричитала запутавшаяся в ветках Варвара Матвеевна. Что ж мы теперь делать то будем? Мои юбки совсем разорвались. Нет теперь у нас парашюта!

- Что, что, - пробурчал медвежонок.- Надо кричать. Может кто услышит и нас спасёт. Не все люди ещё покинули свои дачи. Вон видишь кто-то внизу по тропинке идёт. Кажется бабушка с внучкой. Кто тут из нас самый голосистый? А ну, Фросенька, давай выручай! Свисти изо всех сил, громко и выразительно.

И маленькая глиняная уточка стала подставлять ветру свои бока с дырочками и насвистывать звонко ,по-соловьиному, с переливами. Так замечательно, что проходящие мимо тополя люди остановились и заслушались.

- Бабуля, это что за птичка так поёт красиво? – спросила девочка свою бабушку.

- Удивительно знакомое пение, - призадумалась седая старушка. Только как зовут птичку не припомню. Глянуть бы на неё.

Не успела она договорить, как внучка вскарабкалась по тополю и заглянула в воронье гнездо.

- Ого! Да тут целая компания игрушек! – удивилась девочка.- Видно любопытные вороны летом для своих воронят натаскали. А это, что ещё за чудо в полосочку?

- Ах! Да это же мои игрушки! – изумилась пожилая женщина, когда внучка спустила игрушки с дерева, - Я про них совсем позабыла!

Мой любимый мишутка Потапыч… заботливая Варвара Матвеевна, и даже филимоновская уточка Фрося тут!

Компания беглецов-парашютистов онемела от удивления, вспоминая свою прежнюю хозяйку – маленькую девочку Машу с весёлыми кудряшками. Как давно они встречались никто уже и припомнить не мог.

Девочка принялась разглядывать глиняную расписную свистульку.

- А почему это она филимоновская? Ты же говоришь она была твоей?

- Давным-давно Филимоном звали гончара, который в наших краях первым наладил изготовление таких игрушек. Раньше они в каждом доме имелись. Потому и звать их стали филимоновскими.

А я её Фросей назвала, в честь моей бабушки от которой она мне досталась.Однажды я сильно заболела и долго не вставала с постели, так бабушка мне частенько на уточке весёлые мелодии насвистывала и меня этому мастерству обучила. Так свистулечка мне быстрей выздороветь помогла – раздышаться! Потапыч меня согревал своими меховыми лапами, а Варвара Матвеевна заваривала такой целебный чай с малиной и мятой, что болезнь сама от меня сбежала!

- Бабуля, почему я раньше об этом не знала? Я тоже хочу такой чай попробовать, на свистульке играть научиться, и Потапыч мне тоже нравится.

- Ох, и самой стыдно. Всё заботы, суета, про своих старинных друзей и позабыла совсем с годами!

Так началась у игрушек новая жизнь, с новыми друзьями и приключениями. Варваре Матвеевне был сшит новый красивый сарафан, в котором она любит восседать на большом чайнике, Потапычу приделали новые глаза вместо разноцветных пуговиц (теперь он даже читать и писать научился), а Фрося побывала на выставке и узнала про другие глиняные свистульки. Теперь она твердо знает, что даже серебряная флейта ей троюродной тетушкой доводится. Она с ней частенько по интернету пересвистывается, а свирель ей уроки духового мастерства преподаёт.

И не просто так, а для пользы дела. Потому что даже свистеть можно по-доброму!

10. ПОЧЕМУ ГРУСТИЛА СЕМЁНОВНА

Разве можно отмечать Новый год в одиночестве? Конечно, нет!

Даже в розовом игрушечном домике ждали гостей. Кент и Барби в новых нарядах, стол накрыт по случаю приезда сестёр хозяйки. Вот-вот приедут Келли , Стейси, Скиппер и ещё рыжеволосая Кортни и темнокожая Никки с другом Кевином... Любая девочка знает, как много у Барби друзей.

А Катюша не только знает, но и обладает таким богатством: не меньше сотни кукол с нарядами, аксессуарами и всем, что положено иметь для счастливой кукольной жизни. И Барби была счастлива - она сидела за праздничным столом в окружении своих друзей и сияла белозубой улыбкой.

- Замечательно, - подумала Катюша и уже хотела убежать к маме и папе за настоящий новогодний стол, как в углу своей детской комнаты заметила матрёшку Семёновну. Матрёшка была очень большой и не могла поместиться в домик Барби - она стояла и грустила в одиночестве.

Вы когда- нибудь видели грустных матрёшек? Вот и Катюша такого никогда раньше не замечала.

- Семёновна, ты почему не улыбаешься?

- Думаю, почему у Барби так много сестёр, а у меня только дочки да и с теми давно не виделась. И нет такого красивого домика?

- Дочки? – честно говоря, Катя давно растеряла маленьких матрёшек, но признаться в этом ей было стыдно. – Они очень далеко улетели… в ракете с космонавтами. Возвратиться пока не могут: космические исследования проводят!

- Ух, ты!- изумилась Семёновна. - Но ведь родственники у меня должны быть?

- Это верно, у всех есть родные! Надо дать объявление: может, кто и откликнется. – и быстренько напечатала в поисковой строке на своём планшете: ?Где живут сёстры матрёшки Семёновны??

И что вы думаете? Нашлись все! Вятские, Городецкие, Нолинские, Полхов-Майданские, даже из Японии ответили. На следующий Новый год пообещали все приехать к Семёновне в деревянный рубленый домик с резными узорами, потому что встречать Новый год одной совсем не интересно!


Метки:
Предыдущий: Зимнее утро
Следующий: Ельциным Путин закроется смело