Глава 4. Рифмы

Рассматриваемые понятия: виды рифм, проклитика, энклитика, монорим, ассонанс, диссонанс, консонанс, холостой стих.

?РИФМЫ, ДРУЖНЫЕ, КАК ВОЛНЫ…?

И рифмы, дружные, как волны,
Журча, одна вослед другой
Несутся вольной чередой.

М.Лермонтов ?Журналист, читатель и писатель?

?Позвоночным столбом? стихотворения назвал рифмы Давид Самойлов. Да, действительно, их роль в стихе велика, многозначна. Во-первых, они скрепляют отдельные строки в единое целое. Не зря Анна Ахматова образно назвала их ?сигнальными звоночками?:

И вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки…

Читатель интуитивно настраивается на появление рифмующихся слов.
Каждая рифма выделяет наиболее важные для автора слова: ведь он чаще всего помещает их в самый конец строк. Скрепляя строки, рифмы создают отдельную часть стихотворения - строфу, становясь важнейшим элементом композиции. Ну и, наконец, каждая рифма даёт особый – звучащий! – фон, превращаясь в звукопись, без которой немыслима настоящая поэзия.

РИФМА (от греч. ?rhythmos?) по значению того же происхождения, что и ритм – это созвучие последних (и не только, строго говоря, последних) слогов или слов в строчках стихотворения. Имейте в виду, что речь идёт не о написании слов, но именно о СОЗВУЧИЯХ, обязательно включающих ударную гласную. Иначе у вас получится, как у Незнайки, рифмовавшем ?палка – селёдка?: окончания-то одинаковые, а вот рифмы нет.

Звуковые особенности и место рифм в стихе зависят от конкретного языка и литературных традиций. Например, в монгольском распространена начальная рифма, а в старовьетнамской поэзии рифмы были причудливо вплетены внутри и в конце строк.

Когда и где рифма появилась впервые – есть разные предположения. В своей книге ?Игры в рифмы? В.Волина рассказывает: ?Персидское сказание повествует о любви некоего Байрама и его рабыни Диларам, которая так обожала своего повелителя, что на каждую его фразу отвечала словами, созвучными его словам, и таким образом оба стали говорить рифмованными стихами. Вот отсюда и пошло стихосложение?.

Греческие мифы поведали нам о рождении Рифмы - дочери нимфы Эхо и бога Аполлона (Феба) - покровителя искусств. Легенду поэтически переложил Пушкин, сохранив любимый размер античных поэтов – гекзаметр:
Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюблённого бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Её приняла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна Памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовётся она.

В другом стихотворении поэт дал ещё один вариант древнего мифа о ?божественной её родословной?. В нём отцом Рифмы остаётся Феб, ?бог лиры и свирели, бог света и стихов?, а матерью названа сама богиня памяти Мнемозина. У Пушкина ?милый лепет? Рифмы усмиряет волненье сердца, уводит ?в очарованную даль?; она может быть то послушной, то ?свободной и ревнивой?, то ?своенравной и ленивой?, то бежать за мечтой, то спорить с нею шутя. А может и ?умолкнуть, онеметь?, изменить поэту.

Ещё не раз Пушкин вспоминает Рифму:
О чём, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль, какую хочешь:
Её с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Вложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу! (?Прозаик и поэт?)

Поэзия здесь предстаёт как власть над звуками. Обратите внимание на третью строку. ?Её с конца я завострю?, - говорит поэт, он знает: в поэзии очень важно, чем заканчиваются строки стихотворения.
Не зря в старину рифму называли ?краесогласием?. С её помощью мысли автора приводятся в согласие. Разве не так у настоящих поэтов?

По слоговому объёму и месту ударения различают следующие рифмы:

1.МУЖСКАЯ – с ударением на последнем слоге в строке. Такие стихи звучат особенно энергично, резко:

Я и молод, и свеж, и влюблён,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клён,
Неизменно склонённый к тебе. (А.Блок)

2.ЖЕНСКАЯ – с ударением на предпоследнем слоге в строке. Стихи звучат мягче, сердечнее:
Верно, так уж устроено сердце людское.
Мне казалось, я очень нуждаюсь в покое,
а сейчас вот, когда это время далёко,
мне не горестно, нет, но чуть-чуть одиноко.
(В.Тушнова)
3.ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на третьем слоге от конца строки. Стихи задумчивы, протяжны:
Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные,
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!
(А.Апухтин)
4.ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на четвёртом слоге от конца строки:

Плыла над морем даль опаловая,
Вечерний воздух полон ласки.
К моей груди цветок прикалывая,
Ты улыбалась, словно в сказке. (В.Брюсов)

Говоря о рифмах, желательно знать такие явления, как проклитика и энклитика.

ПРОКЛИТИКА (от греч. ?procliticon? - наклоняющийся вперёд) – безударное слово, примыкающее к следующему за ним ударному, составляя с ним одну стопу. Чаще всего проклитику в русском языке образуют служебные части речи (частицы, предлоги, союзы). Однако иногда в стихе знаменательные части речи тоже теряют полнозвучное ударение, представляя проклитику. Пример - строки Пушкина:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное явленье,
Как гений чистой красоты.

Стихи написаны ямбом. Местоимение ?я?, предлог ?передо?, союз ?как? безударны, образуя проклитику и тем самым сохраняя размер.

ЭНКЛИТИКА (от греч. ?encliticos? - отклоняющийся назад) - это, напротив, перенос ударения на предыдущее слово. Некоторые предлоги (по, про, на, под, из) в сочетании с косвенным падежом имени существительного перетягивают ударение на себя. Например, произнесите в соответствии с нормами русской орфоэпии: по лесу, под гору, на гору, из лесу…Ударными оказываются предлоги, а не существительные. Энклитику образуют и другие служебные части речи. Вот начало стихотворения В.Брюсова, написанного четырёхстопным ямбом:

Я не был на твоей могиле;
Я не принёс декабрьских роз
На свежий холм под тканью белой;
Глаза других не осудили
Моих, от них сокрытых слёз.

В первой строке мы видим энклитику: её образует частица ?не?, а глагол ?был? безударный. Во второй и четвёртой строках эта же частица безударна и образует уже проклитику. Остаются безударными предлоги ?на?, ?под?, ?от?, а также местоимение ?я? в первой и второй строчках - это тоже проклитика.

ВИДЫ РИФМ ПО СПОСОБУ РИФМОВКИ

1.СМЕЖНЫЕ (парные), когда рифмуются рядом стоящие строки. В буквенной схеме рифмовки их можно показать так: ААББ.

Умело замешана кем-то и споро, и круто,
Мятежно над Русью вздымается грозная смута.
Опять зашептались о Боге, о чёрте, о воле,
Опять не засеяно вовремя долгое поле.
Но брошено семя обиды, вины и позора,
И души наполнит мятежное пламя раздора.
(Д.Мизгулин ?Смута?)

Смежная рифма обладает большей динамикой, чем другие, да и запоминаются такие стихи легче. Недаром многие детские стихи используют именно такую рифмовку.

2.ТРОЙНЫЕ: ААА. Рифмуются три строки подряд.
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия…
(М.Ю.Лермонтов)

3.ПЕРЕКРЁСТНЫЕ: АБАБ. Рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки. Эти рифмы более гибки в ритмическом плане и потому более любимы поэтами.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

4.ОПОЯСЫВАЮЩИЕ (опоясанные, охватные, кольцевые): АББА. В них созвучны первая и четвёртая, вторая и третья строки.

Горит в ночи моя свеча.
Казалось бы – читай, внимая,
Но, вещих слов не понимая,
Бросаю книгу сгоряча.
(Д.Мизгулин ?Молюсь исправно Богу. Но…?)

5.СМЕШАННЫЕ встретим в знаменитом пушкинском ?Зимнем утре?:

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

6. ВНУТРЕННИЕ РИФМЫ, когда в стихах рифмуются слова, стоящие не в конце строк, а в середине или начале:

Стелется, пенится, пляшет метелица
В райском саду,
Прелести шелеста ласковой осени
В нём не найду.
Слёзными, звёздными ливнями поздними,
Запахом трав
Вспомнится, томностью к сердцу притронется
Осени нрав.
(А.Клименко ?Смелая, белая?)

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА подчёркивает ритмическую мелодию стиха:

Хлебом клянусь и водой,
Небом клянусь и звездой…
…….
Кровью клянусь и бедой,
Любовью клянусь и враждой… (Елена Благинина)

7. МОНОРИМ – так называется стихотворение, в котором на всём протяжении употребляется только одна рифма. Пример – часть стихотворения Юнны Мориц ?Случай с Афродитой?:
Эта женщина вышла из пены морской,
Наготу на свету заслонила рукой
И в толпе затерялась людской.
Потный пекарь дышал над мешками с мукой,
Потный плотник сколачивал доску с доской,
Два цирюльника в окна смотрели с тоской.
Эта женщина вышла из пены морской
И в толпе затерялась людской.

Самый известный классический пример монорима – авторская версия шуточной студенческой песни в обработке А.Апухтина ?Когда будете, дети, студентами…?: 19 строк на одну рифму – и ни одна из них не повторяется. Привожу в небольшом сокращении:

Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и президентами,
Над морями и континентами…
Не якшайтеся вы с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами,
А как кончите курс эминентами
И на службу пойдёте с патентами,-
Не глядите на службе доцентами
И не брезгайте, дети, презентами!..

ВИДЫ РИФМ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

Было время, когда отечественные поэты предпочитали зрительную рифму, в которой созвучия имели одинаковое написание. Г.Державин утвердил рифму слуховую, то есть по слуху (или, как он говорил, ?по звону?). Сегодня при всём разнобое в терминологии можно выделить следующие виды рифм по характеру звучания.

Если все послеударные звуки одинаковы, рифму называют
1.ТОЧНОЙ, как у Пушкина:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Такая рифма ещё называется опорной, или богатой. Если к тому же перед последними ударными звуками в рифмующихся строчках созвучны и предыдущие слоги или звуки, то перед нами глубокая рифма. Очень важны согласные перед ударным слогом (важнее, чем те, что стоят после него). Самая красивая рифма – предударная:
В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рождаться, -
верят, что мы проживём и без них.
(Р.Рождественский)

Однако же использование точных рифм может стать ловушкой для новичка: увлекаясь одинаковым звучанием, он невольно скатывается в шаблон примелькавшихся слов. Поэтому обратите внимание и на другие виды рифм.

2.НЕТОЧНАЯ (приблизительная) рифма образуется, если не совпадают безударные гласные, идущие после ударного (?мороза – розу?), или согласные в последней стопе строки (?сани – сами?), а также если заударные звуки не совпадают по количеству (?волны – полный?) или по порядку расположения. В неточных рифмах созвучие лишь частичное: на письме нет совпадения в буквах, но на слух это почти незаметно. Виртуозом оригинальных неточных рифм был Б.Пастернак:

Ты о ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!

В поэзии ХХ века часто встречаются неточные, но всё же богатые рифмы. Пример - в известном стихотворении Ин.Анненского:

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Литературоведы выделяют несколько типичных разновидностей.

а) БЕДНАЯ (слабая) рифма содержит совпадение только заударных звуков (?играть – бежать?). И всё же такие рифмы могут быть выразительны и оригинальны, как, например, у А.Вознесенского с его умением объединять неблизкие понятия и созвучия. По этому поводу Б.Ахмадулина укоряла поэта:

За ним я знаю недостаток злой
Кощунственно венчать ?гараж? с ?геранью?…

б) В АССОНАНСНОЙ рифме созвучны ударные гласные звуки при несовпадении согласных:

Подолгу наблюдали мы закат,
Соседей наших клавиши сердили,
К старинному роялю музыкант
Склонял свои печальные седины. (Б.Ахмадулина)

в) При ДИССОНАНСЕ (диссонансной рифме) или, что одно и то же, КОНСОНАНСЕ созвучны согласные звуки при несовпадении ударных гласных.
Вы встретите подобные рифмы в стихах В.Аксёнова, которые он приводит в своём романе ?Редкие земли? (Москва ?ЭКСМО?, 2007):

Гремящий мир гульбы и риска
Всё жаждет склоны простирнуть,
Где над уродством тамариска
Цветёт зелёный пастернак.
***
Я знал почтенного майора,
Он был искусник, а не лох.
Считал себя слугой Минервы,
Имел художественный нюх.
Наверное, такие рифмы имеют право на существование, но лично у меня они вызывают лишь непонимание и отторжение.

г) НЕРАВНОСЛОЖНАЯ рифма с разным количеством послеударных слогов тоже оригинальна, но более привычна и понятна. Пример даёт Б.Пастернак:

Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы –
Им, ветреницам, холодно.

Интересно использует неравносложную рифму А.Блок, у него недостающий слог восполняется в начале следующей строки, и таким образом возникает своеобразная составная рифма:
………….Темноокая
И, колеблемый вьюгами Рока,
Я…
(?Нет исхода?, из цикла ?Снежная маска?)

Создаётся ощущение непрерывного вихревого движения, а это и есть лейтмотив цикла.

д) УСЕЧЁННАЯ рифма образуется, если в конце одного из рифмующихся слов отсутствует звук или сочетание звуков, имеющихся в конце другого:

Но князь желал испить шеломом Дону.
На красный стяг, на белую хоругвь
Взглянул и стремя золотое тронул
Ещё на русском, на степном ветру. (С.Щипачёв)

Когда в конце рифмующихся строк стоит одно и то же слово, то это рифма
3) ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ, например:

Воротился ночью мельник…
- Жёнка! Что за сапоги?
- Ах, ты, пьяница, бездельник!
Где ты видишь сапоги? (А.Пушкин)

4) ОМОНИМИЧЕСКАЯ рифма встречается у Пушкина в ?Евгении Онегине?:

…И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.

Семён Кирсанов рифмует многозначные слова:

Шторы опускаются.
Руки опускаются.
Я шепчу: ?Товарищи…?
Но мои товарищи
По домам расходятся,
Потому что, может быть,
В мнениях расходятся
В том, что чудо может быть.
Зачастую такая рифма плодотворно используется в каламбурах.

5) ОТКРЫТАЯ рифма оканчивается на гласный звук:

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье. (А.Пушкин ?Кавказ?)

6) ЗАКРЫТАЯ рифма оканчивается на согласный:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.(А.Пушкин ?К портрету Жуковского?)

7) ?КОНТУРНАЯ? (АКУСТИЧЕСКАЯ) рифма строится на близости общего звукового ?контура? слов, а не их окончаний, то есть использовано звуковое сходство частей, расположенных перед последним ударным слогом.

Сад застлан, пропал за её беспорядком,
За бьющей в глаза кутерьмой.
Родная, громадная, с сад, а с характером –
Сестра! Второе трюмо! (Б.Пастернак)
Здесь ударный рифмующийся слог ?мо?, но одновременно совпадают предударные звуки ?у-т-р?, что ещё больше сближает строки.

8) СОСТАВНЫЕ рифмы – это те, в которых с одним словом рифмуются два и более слов. Непревзойдённым мастером составных рифм был В.Маяковский:
Добьёмся урожая мы, -
Втройне,
земля,
рожай!
Пожалте,
уважаемый
товарищ урожай!
В поэме Маяковского ?Облако в штанах? встречаем такие составные рифмы: ?бронзовый? - ?звон его?, ?тихо? - ?ты хоть?, ?могли бы? - ?глыбе? и другие.

9) КАЛАМБУРНАЯ рифма – когда сочетание рифмующихся слов неожиданно, даже парадоксально. Каламбур строится на омонимах, омографах, полисемии, шуточной этимологизации слов. Мастером каламбуров был поэт-сатирик XIX века Дмитрий Минаев:
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

10) Некоторые литературоведы выделяют также рифмы
РАЗОРВАННЫЕ, СПРЯТАННЫЕ, РАЗНЕСЁННЫЕ, ПЕРЕКИДНЫЕ (рифмы-переносы), например:

За девками доглядывать, не скис
Ли в жбане квас, оладьи не остыли ль,
Да перстни пересчитывать, анис
Ссыпая в узкогорлые бутыли… (М.Цветаева)

У Николая Брауна:
И когда, зарёй подбитый
Из-за гор,
Задохнётся под копыта-
ми костёр,

11)А.Квятковский называет рифмы-ЭХО, в которых окончания строк полностью повторяют последний или два последних слога первого, но в то же время образуют самостоятельные слова, как у А.Безыменского:

Бахают бомбы у бухты.
…Ух, ты!
Крепок удар днепростроевской вахты.
…Ах, ты!
Запад, услышь! Неужели оглох ты?
…Ох, ты!
Эхо звенит переливами флейты…
…Эй, ты!
Ну-ка держись, мировые Детройты!
…Ой, ты!

12)Если рифмуются все слова в строках, как у В.Высоцкого, - это ПАНТОРИМ:

Сорвано, уложено, сколото –
Чёрное, надёжное золото.

Поэт может одну строку в строфе оставить нерифмованной, её называют холостой. ХОЛОСТОЙ СТИХ пришёл в Россию в середине XIX века из немецкой поэзии вместе с переводами Г.Гейне. Д.Минаев, утрируя, мастерски пародировал такие переводы:
Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне.

Однако у мастера холостой стих звучит очень выразительно, например, у М.Лермонтова:
Сидел рыбак весёлый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники.
(?Тростник?)
Обязателен холостой стих в некоторых жанрах восточной поэзии - газели, рубаи:

Хорошо, если платье твоё без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо –
Жизнь дороже богатства и почестей всех
(Омар Хайям, перевод Г.Плисецкого).

В заключение надо сказать о таком явлении, как рифмы БАНАЛЬНЫЕ - примелькавшиеся, часто повторяемые, избитые, потому ожидаемые, типа: ?кровь – любовь?, ?розы – морозы?, ?даль – печаль? и т.п. Они стали словесным штампом, утратили свежесть, необходимую в стихе. К банальным рифмам относят глаголы, прилагательные с окончанием ?ой?, существительные c cуффиксами ?-ани?, ?-ени? и другие. По этому поводу ещё Пушкин иронизировал в романе ?Евгений Онегин?:

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждёт уж рифмы розы;
На, вот возьми её скорей!)

Конечно, хотелось бы чаще встречать в стихах рифмы новые, оригинальные, свежие.

Продолжение на http://www.stihi.ru/2019/01/01/2289

Метки:
Предыдущий: Увы не все - поэты
Следующий: День Петра и Февронии