Писатель со всем совместим, кроме

?Писатель со всем совместим, кроме отсутствия таланта?

Интервью с поэтом Российского союза писателей
Виталием Микушевым.

1 Какого Вы знака зодиака? Действительно ли и влияют ли звёзды на судьбу человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли поэты, предопределённые Судьбой?

Козерог. Я с иронией отношусь к этому. Есть такой мем, где одна звезда говорит другой: Как бы так встать, чтобы этому человеку повезло. Может, звёзды и влияют, это очень романтично, приятно верить, но есть множество других факторов - семья, генетика, место рождения и т.д., которые влияют в миллион раз больше. Насчёт судьбы неоднозначно. Есть люди с судьбой, есть без. Причём поэтами могут быть и те, и другие. У меня, например, судьбы нет.

2. Расскажите о себе: откуда вы родом? Где росли? Что окончили?

Здешний. Окончил физмат университета.

3. Расскажите немного о своей семье! А также о своём детстве, как росли, с чего
началась любовь к литературе?

Про семью рассказывать не буду. Это долго. Детство было грустное. Сверстники меня не любили, не понимали, так что только книги и были друзьями.

4 Что вы читали в юности? На каких авторах ?выросли?? Насколько была в почёте
литература в вашей семье?

Я слишком много читал, чтобы кого-то выделить.

5. Ваш литературный дебют — когда он состоялся? И темы Ваших произведений —
откуда они берутся: из богатого воображения и любознательности, или это
художественная обработка реальных фактов?

Смотря что считать дебютом. Стихотворение, которое я написал в 10 лет и никому не показывал? Первую книгу? У меня её нет пока. Темы берутся отовсюду.

6. Каким вы видите будущее русской литературы? Как, по-вашему, сегодня она
переживает период подъёма, или наоборот?

Я мало знаю про современную русскую литературу. Но думаю, что период упадка переживают все виды искусства и во всех странах.

7. Кого из современных российских авторов вы цените?

Я из современных никого не читаю. Это не моя эпоха.

8. Что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, элементарной
грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще встречаются
малограмотные учителя. Как с этим быть?

Очень плохая система образования. Устаревшая сто лет назад. Не так надо учить детей. Не заучивать правила, надо понимать логику каждого слова, его историю, почему оно именно так пишется. Помните, как в старом фильме "велоромная политика царя", а учитель говорит "не велоромная, а вероломная, ломающая веру".

9. Вы не можете не переживать за сегодняшнюю Россию. Что, по-вашему, её ожидает в будущем, учитывая её прошлое и настоящее?

В ближайшее время точно ничего хорошего.

10. Нужна ли нам национальная идея? Какая?

Только, упаси боже, никаких лозунгов. Идея простая - пусть люди станут жить хорошо. Но это вряд ли случится когда-нибудь.

11. Должен ли актёр, писатель, поэт, художник публично высказывать свою
гражданскую позицию? Или они должны быть вне политики?

Никто ничего не должен. Если из человека прёт его позиция, пусть высказывает. Я, например, даже новости не смотрю. Они не из моего мира. Мне не интересно.

12. Как вы относитесь к написанию стихов ?под заказ?? Можно ли относиться
философски к коммерции в литературе?

Спокойно отношусь. Если человек может, пусть пишет. Почему нет? Я сам профессиональный копирайтер. Правда, сейчас этим не зарабатываю. В Сыктывкаре это не интересно, а до большего не дорос.

13. Кого вы бы назвали своим учителем — прямым или косвенным? На кого из
писателей вы ориентируетесь или ориентировались в своём творчестве, если есть
такой?

Ни на кого конкретно. Всё вокруг наши учителя. Мы от всех и всего что-то берём. Даже мимику и жесты копируем неосознанно. И с литературой то же самое, мы впитывает, трансформируем во что-то своё.

14. Писатель и тщеславие — понятия совместимые? Нужны ли писателю премии и
звания? Дают ли они что-то?

Писатель со всем совместим кроме отсутствия таланта. Премии и звания в современном мире уже не нужны, они не играют никакой роли. Это же не Советский Союз. Главное - продаваемость и своя аудитория. Но если кому-то приятно получать - пожалуйста.

15. Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые
условия, когда можно допустить её употребление?

Сейчас матерятся даже гламурные девицы. Даже интеллигентные на вид дети, я сам слышал. Мат потерял свою брутальность и сакральность. Если это необходимо для чего-то, то пусть. Как эпатаж это уже не работает.

16. А нужна ли литература человечеству как таковая? Или оно и так бы прекрасно
обошлось, если бы не было, к примеру, Достоевского, Шекспира, Мураками?

Раз она появилась когда-то очень давно, значит, была нужна. В будущем, возможно, и даже наверняка, уже не очень. Ну, это всё естественная эволюция. Лет 200 назад литература была только для избранных. А в Средние века даже многие феодалы читать не умели. Читали только монахи, и монахи сберегли литературу античности. Возможно, это повторится. Кстати, Шекспир - это ещё и театр. А театр ещё древнее. Человек всё-таки культурное высокоорганизованное животное, и не может обойтись без культуры. Да и у животных некоторых есть зачатки культуры. Без культуры прекрасно живёт панда. Она просто жуёт бамбук, и ей ничего не надо больше.

17. У нас есть шанс остаться ?самой читающей страной мира??

Это надо знать ситуацию в других странах. Да и зачем гнаться за тем, чтобы быть самой-самой? Пусть для начала станет самой благополучной страной. Пусть даже ни космоса не будет, ни спортивных побед, пусть для начала люди хотя бы начнут жить хорошо. А потом уже всё остальное.


Благодарю Вас, уважаемый Виталий Фёдорович.
Беседовала член РСП Надежда Веклич

Метки:
Предыдущий: Мои корабли
Следующий: Своей жизни сумбурную повесть...