Поэт Анатолий Преловский. Соболиный след памяти

Сибирь как могучая литературная почва взращивала и наделяла отечественную словесность блестящими и разнозначными всходами талантов и дарований. Если не все они, то многие сейчас на слуху и на виду. Но среди них поэтическое дело Светланы Кузнецовой занимает как бы особое место.
Свой путь в литературу обозначился рано, и особенность его заключалась в том, что Светлана Кузнецова сразу, с первых стихотворений заявила о себе как лирик, поэт точного слова и откровенного, беспощадного чувствования.
Обычно сибирские литераторы пробные свои опыты публикуют на родине, проявляются сначала в местных литобъединениях и лишь после одной-двух, некоторые — и больше, книг робко и нескоро появляются в столичных изданиях. Со Светланой Кузнецовой все было не так.
Помню, в конце пятидесятых годов, одно-единственное обсуждение стихотворений Светланы Кузнецовой в Иркутской писательской организации: резкие отзывы, попытки назидания, недовольство и неправомочные обвинения в камерности. В общем, старшие поэты ее не поняли, а не поняв, — не приняли. И долго бы, наверное, не появилась книга стихов Кузнецовой, если бы ее не заметил в то время Александр Прокофьев. В ?камерности? поэта Прокофьев увидел не изъян, а достоинство: своеобразие, даже уникальность поэтического склада. С его щедрой руки вышла первая книга Кузнецовой ?Проталины?, но не в Иркутске, а в Москве, в издательстве ?Молодая гвардия?. Так с 1962 года, вовремя замеченная и отмеченная за самобытность критикой, поэзия Светланы Кузнецовой начала свой неторопливый ход из столицы в Сибирь, к своему главному читателю.
?Соболиная тропа? — первая сибирская книга Светланы Кузнецовой, где собраны стихотворения из всех ее сборников, где впервые подытожено то, что сделано поэтом за двадцатилетие литературной работы.
Особое место среди современных лириков Светлана Кузнецова занимает потому, что дарование ее сочетает в себе эмоциональность и женственную мягкость письма с мужественным отношением к жизни, к смерти, к одиночеству, к родине, к памяти — ко всему, что составило судьбу поэта. Рожденная на Бодайбинских приисках, Кузнецова была воспитана суровой землей, суровым бытом, суровыми временами. Но, рано потеряв отца, рано узнав тяготы жизни, Кузнецова осталась верна краю детства и юности. Врожденное сильное чувство Сибири, как вечной корневой земли, в сочетании с особенностями дарования образовало действительно редкий поэтический сплав.

В твоей Сибири дни считают
До полой ласковой воды,
А у меня в глазах не тают
Ее сверкающие льды.

Читателю небезынтересно будет узнать, что судьба и творчество Светланы Кузнецовой подтверждают правило: Сибирь долго и плодотворно питает таланты, рожденные ею. Можно даже выделить целую литературу, где Сибирь как доминанта творчества проходит через многие ?не сибирские? произведения, являясь как бы своеобразным духовным отдарком России — за многолетние вклады в нее, Сибирь, силы и духа.

К ледовитому океану
Лена в венах моих течет.

Если же определять поэзию Светланы Кузнецовой понятийно, то более всего подойдет для этого выражение: ?мужество жить?. Не мужество преодолевать препятствия, что само собой понятно, если живешь, но то мужество жить, когда жить невозможно: в бедах, в затяжных неудачах, в утрате близких, на пепелище надежд и любви. Но и здесь, казалось бы, в самых тупиковых лирических ситуациях, Светлана Кузнецова безошибочно находит единственно верный выход: к родной Сибири, к памяти, к долгу жить, сострадать — противостоять смерти.

Ах, родные мои, как вы жили,
Если три революции были,
Если столько лет с голодовками,
Если столько зим с холодовками!..

Не случайно это стихотворение в свое время так понравилось Александру Твардовскому, что он напечатал его в ?Новом мире?.
Сибирский читатель, беря в руки книгу ?Соболиная тропа?, впервые встретится с творчеством Светланы Кузнецовой, данном в таком солидном объеме, где собрано все самое значительное из семи предыдущих сборников поэта.
Тем интереснее будет читателю находить и чувствовать нерасторжимую связь поэта со своей землей, с укладом жизни и души сибиряка, с бесконечным простором тайги и бытия. Светлана Кузнецова пишет об этом сурово и нежно, с любовью честной и открытой, объединяя далекие и разные пространства и судьбы чувством большой, единой Родины.

Анатолий Преловский

Метки:
Предыдущий: Мужские заботы
Следующий: Если нет