Опера
Оперный спектакль возникает
В результате долгого труда:
Партитура (1) в театр попадает
И работа сразу закипает,
А работа эта – непроста.
Вот под руководством дирижёра
Партитуру разучил оркестр,
Партии – солистам и для хора,
Постановка – дело режиссёра,
О костюмах знает - костюмер.
Зрители пришли. Пора. Начало.
Палочкой лишь дирижёр взмахнул –
В тёмной тишине большого зала
Увертюра (2) мягко зазвучала:
Мир спектакля двери распахнул.
Каждый занят действием сюжета.
Главный управитель - дирижёр:
Скрипки, альты, трубы и кларнеты,
Фортепьяно, контрабасы, флейты
Слушать, слышать чётко должен он.
Музыканты - в паре с инструментом
(И оркестр – единый организм) -
В музыкальных линиях сюжета
Точно все нюансы и моменты
Исполняют, не жалея сил.
А на фоне декораций пышных
Увлекает вас цепочка сцен
Где, как в жизни, говорят и дышат, –
Спорят, любят, плачут, письма пишут;
Много злых и добрых перемен.
Но язык у оперы – особый.
Ария (3) солиста – монолог:
Ты героя нрав понять попробуй.
Хор и действо замирает, чтобы -
Слышать лучше музыкальный слог.
Отзвучала ария. В движеньи
Снова оперная жизнь кипит,
Умножая чувства, устремленья,
То переживая пораженья,
То - красивых подвигов порыв.
Равномерностью речитатива (4),
Хором, что изображает жизнь,
Говорит спектакль красноречиво.
В мире музыкальных переливов
Время незаметно пробежит.
Затаив дыханье, до финала
Оперы мы быстро добрались.
Череда событий – миновала…
В ярком свете зрительного зала
Растворилась призрачная жизнь.
_________________________________________________________
1. Партитура в музыке - нотная запись многоголосного музыкального произведения.
2. Увертюра - (о ouvrir - открывать) - музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы.
3. Ария ( итал. aria - воздух) - законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Во время исполнения арии действие на сцене останавливается.
4. Речитатив – (лат. recitare - читать вслух, громко произносить) – пение, разделённое на медленные, короткие, разделённые остановками фразы. В опере - основной ?инструмент? развития действия.
5. Либретто – литературная основа оперы. Обычно в основе – литературное произведение. Например, ?Руслан и Людмила Глинки?, ?Русалка? Даргомыжского, ?Евгений Онегин?, ?Мазепа?, ?Пиковая дама? Чайковского, ?Снегурочка? Римского – Корсакова и др.
В результате долгого труда:
Партитура (1) в театр попадает
И работа сразу закипает,
А работа эта – непроста.
Вот под руководством дирижёра
Партитуру разучил оркестр,
Партии – солистам и для хора,
Постановка – дело режиссёра,
О костюмах знает - костюмер.
Зрители пришли. Пора. Начало.
Палочкой лишь дирижёр взмахнул –
В тёмной тишине большого зала
Увертюра (2) мягко зазвучала:
Мир спектакля двери распахнул.
Каждый занят действием сюжета.
Главный управитель - дирижёр:
Скрипки, альты, трубы и кларнеты,
Фортепьяно, контрабасы, флейты
Слушать, слышать чётко должен он.
Музыканты - в паре с инструментом
(И оркестр – единый организм) -
В музыкальных линиях сюжета
Точно все нюансы и моменты
Исполняют, не жалея сил.
А на фоне декораций пышных
Увлекает вас цепочка сцен
Где, как в жизни, говорят и дышат, –
Спорят, любят, плачут, письма пишут;
Много злых и добрых перемен.
Но язык у оперы – особый.
Ария (3) солиста – монолог:
Ты героя нрав понять попробуй.
Хор и действо замирает, чтобы -
Слышать лучше музыкальный слог.
Отзвучала ария. В движеньи
Снова оперная жизнь кипит,
Умножая чувства, устремленья,
То переживая пораженья,
То - красивых подвигов порыв.
Равномерностью речитатива (4),
Хором, что изображает жизнь,
Говорит спектакль красноречиво.
В мире музыкальных переливов
Время незаметно пробежит.
Затаив дыханье, до финала
Оперы мы быстро добрались.
Череда событий – миновала…
В ярком свете зрительного зала
Растворилась призрачная жизнь.
_________________________________________________________
1. Партитура в музыке - нотная запись многоголосного музыкального произведения.
2. Увертюра - (о ouvrir - открывать) - музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы.
3. Ария ( итал. aria - воздух) - законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Во время исполнения арии действие на сцене останавливается.
4. Речитатив – (лат. recitare - читать вслух, громко произносить) – пение, разделённое на медленные, короткие, разделённые остановками фразы. В опере - основной ?инструмент? развития действия.
5. Либретто – литературная основа оперы. Обычно в основе – литературное произведение. Например, ?Руслан и Людмила Глинки?, ?Русалка? Даргомыжского, ?Евгений Онегин?, ?Мазепа?, ?Пиковая дама? Чайковского, ?Снегурочка? Римского – Корсакова и др.
Метки: