Рюген, продолжение 57

начало: http://www.stihi.ru/2019/09/21/8542


А что же тем часом происходит на Рюгене, как там идут дела у добродетельного князя Агния?..

После чудесного избавления от морских разбойников и пышных похорон старого воеводы, об Эскулапии, как о своем новом правителе, узнал весь островитянский люд. Слухами о его лёгком восхождении на престол благо мощной поддержке жрецов можно было бы и пренебречь, если б удалось потушить давний пожар разногласий между двумя основными лагерями руянской общины. Несмотря на их единодушное согласие по вопросу временного правления княжеством, назревала междоусобная стычка, так как казённые резервы жита были на исходе, а средств закупки зерна у материковых померанских племён не было. Всё ушло на оплату вассальных долгов...

- Государь наш, покойный, завещал мне княжить вами, а я ума не приложу как восстановить согласность между боярами и волхвами, - посетовал воевода своему тайному советнику Милонегу, а чуть погодя, для сверки своих расчётов, и казначею Даромыслу.

- Между нами и болярами никогда полного единомыслия не будет, - ответил Агнию вышколенный перводан духовного вождя арконского святилища, - у нас с ними непреодолимые расхождения по части веры, да и стяжательны белокостные кормленщики занадто, ничем не пожертвуют ради всеобщего блага... Я не вижу никаких возможностей что либо изменить в ближайшем будущем, они желают задвинуть нас в тень христианства, а мы хотим лишь одного – сохранения наших исконных ведических традиций.

- Вресноту истина не может принадлежать никому, окроме богу единому, правда жеж - у каждого своя. Бояре мне жалобятся на вас, а вы ропчете на них, не желая вникать в их многолетние тяжбы за справедливый раздел податей, пахотных земель, лугов и пастбищ. Тиуны* и огнищане** считают, что наши волхвы возносят на отчинах слишком много капищ, под которыми ничего не растёт, руянские веруны затаптывают овощники и посевы, а прогнать их со своей собины невместно, жрецы сие строго зарекают. И как тут быть?

- Сообразно незыблемым устоям и законам...

- А ты что скажешь, скарбник?

- Согласно руянскому Правилу, весь оброк идет в государеву Казну, а уж оттуда распределяется на нужды веры и кормления. Но мы вынуждены одну десятую долю ото всех поборов отдавать в качестве контрибуции конунгу. Четверть от остатка, больший погон средств, возлагаем на алтарь храма Святовита. Остальные деньги делятся на пять равных частей – на нужды престола, на жалование Малой дружины, челяди и береговой охраны, на крепостные затраты, на содержание караулов соляной копи и каменоломни, и на княжеский неприкосновенный запас, который тратится лишь в самых крайних условиях глада или войны. Вы его уже израсходовали... – отчитался пред Агнием способный к цифири боярский пасынок.

- Ясно, что ничего не ясно...

- Можно поскрести по сусекам торговцев солью, у них неизменные доходы, от жаркого солнца и непогодицы независящие, или же обложить налогами всех руянских ремесленников, охотников и рыбаков, но значительной выгоды нам не добиться, а дурную славу обретём нежданно.

- Но ежели иного пути наполнить житницу хлебом нет, быть по сему! Пиши мой указ:

?В связи с невосполнимой утратой собранного нами в ненастье урожая ячменя, ржи и пшеницы, повелеваю - до наступления лучших времён, с каждого идолопоклонника переступающего черту нашего стольного града законно взымать в пользу Казны дополнительный подушный налог в размере одной куны серебра, а с каждого христианина – по две...?


(продолжение по ссылке)

http://stihi.ru/2021/02/19/7485


* Тиун (тивун) - название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по доброй воле поступающих, если он не заключал - ?ряда?; в Великом княжестве Литовском и в Древней Руси до XVII века - название некоторых должностей.

** Огнищане (др. рус. огнищанинъ, огнищане, тиунъ огнищныи) - должность в Древней Руси. Управляющие княжеским хозяйством, представители высших слоев феодального общества. Слово происходит от огни;ще - совокупность домочадцев, буквально очаг. Огнищане упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции (в пространных списках слово ?огнищанин? заменено на ?княж муж?). Считается, что огнищанин - это представитель высшего служилого класса; за убийство огнищанина была определена вира в 80 гривен, вдвое выше, чем за простолюдина.

*** Куна (др. рус.) - весовая и денежная единица, а также название мелких серебряных монет (дирхемов раннего Халифата и денариев Карла Великого), использовавшихся на Руси и за её пределами в X-XV веках.

Метки:
Предыдущий: Предчувствие весны
Следующий: Всё начинается с детства. II глава б