Карачун... Чаклунка
Корочун
http://stihi.ru/2021/12/27/521
-----------------------------------
Реве, гуде ? свище дикий в?тер,
несеться верхи на кон? булан?м,
мов лихо повернулось з того св?ту,
де водяться чорти та босоркан?,
де пан рогатий жде на гр?шну душу.
Скрегоче Щось, а Дещо ?нше — крекче,
нервово у в?кно жбурля? сн?гом,
голодна н?ч ковта? миттю веч?р,
вилазить хижий зв?р з? свого л?гва,
не руш його — ? в?н тебе не рушить,
не згадуй напасть — ? вона не прийде.
Химерна гра, зат?яна сьогодн?,—
то помста за якусь давн?шню кривду,
або з Корочуном лихим угода,
ц?на яко? вс?м давно в?дома.
Гуля? сн?говиця, с??-в??,
аж св?тло загасилось в кожн?й хат?,
неначе то не св?тло, а над?я.
Хтось стука?. Не треба в?дчиняти.
Це гра. То ж грай — нема н?кого вдома...
*******************************************
Карачун*
Ревет, гудит и свищет дикий ветер,
Верхом несётся на коне буланом,
Никак беда с того вернулась света,
Где черти водятся и босоркани**,
Где пан рогатый над душою скверной
Скрежещет что-то и кряхтит калеча ,
В окно швыряет мокрым снегом нервно,
Глотает ночь голодная вмиг вечер,
Из логова зверь хищный вылезает,
Не тронь его — и он тебя не тронет,
Не жди напасти - вот и не пристанет.
Игра причуд затеяна сегодня,-
То месть за давнюю какую-то обиду,
Иль то с Карачуном лихим афера,
Цена которой всем известна, видно.
Гуляет снеговица, сеет-веет,
А свет уже погашен в каждой хате,
Как будто то не свет - надежд истома.
Стучат? Тебе не нужно открывать им,
И ты играй, мол , никого нет дома...
--------------------------------------------
*)- Карачун - это древний языческий праздник, который отмечался нашими предками в самый короткий день года - 22 декабря. Считается, что любимый всеми Новый год берет свое начало от Карачуна. Сам же Карачун - это славянское божество, повелитель холода, мороза и мрака.
**)- Босоркани, наследницы древних венгерских жрецов-талтошей, были, как правило, ведьмами (гораздо реже — волшебниками) из народа, которые ведали созданием и изгнанием заложных покойников, проклятиями, порчей, связью с нижним миром, а также действовали как своеобразные “стражницы границ” между простецами и волшебными существами.
http://stihi.ru/2021/12/27/521
-----------------------------------
Реве, гуде ? свище дикий в?тер,
несеться верхи на кон? булан?м,
мов лихо повернулось з того св?ту,
де водяться чорти та босоркан?,
де пан рогатий жде на гр?шну душу.
Скрегоче Щось, а Дещо ?нше — крекче,
нервово у в?кно жбурля? сн?гом,
голодна н?ч ковта? миттю веч?р,
вилазить хижий зв?р з? свого л?гва,
не руш його — ? в?н тебе не рушить,
не згадуй напасть — ? вона не прийде.
Химерна гра, зат?яна сьогодн?,—
то помста за якусь давн?шню кривду,
або з Корочуном лихим угода,
ц?на яко? вс?м давно в?дома.
Гуля? сн?говиця, с??-в??,
аж св?тло загасилось в кожн?й хат?,
неначе то не св?тло, а над?я.
Хтось стука?. Не треба в?дчиняти.
Це гра. То ж грай — нема н?кого вдома...
*******************************************
Карачун*
Ревет, гудит и свищет дикий ветер,
Верхом несётся на коне буланом,
Никак беда с того вернулась света,
Где черти водятся и босоркани**,
Где пан рогатый над душою скверной
Скрежещет что-то и кряхтит калеча ,
В окно швыряет мокрым снегом нервно,
Глотает ночь голодная вмиг вечер,
Из логова зверь хищный вылезает,
Не тронь его — и он тебя не тронет,
Не жди напасти - вот и не пристанет.
Игра причуд затеяна сегодня,-
То месть за давнюю какую-то обиду,
Иль то с Карачуном лихим афера,
Цена которой всем известна, видно.
Гуляет снеговица, сеет-веет,
А свет уже погашен в каждой хате,
Как будто то не свет - надежд истома.
Стучат? Тебе не нужно открывать им,
И ты играй, мол , никого нет дома...
--------------------------------------------
*)- Карачун - это древний языческий праздник, который отмечался нашими предками в самый короткий день года - 22 декабря. Считается, что любимый всеми Новый год берет свое начало от Карачуна. Сам же Карачун - это славянское божество, повелитель холода, мороза и мрака.
**)- Босоркани, наследницы древних венгерских жрецов-талтошей, были, как правило, ведьмами (гораздо реже — волшебниками) из народа, которые ведали созданием и изгнанием заложных покойников, проклятиями, порчей, связью с нижним миром, а также действовали как своеобразные “стражницы границ” между простецами и волшебными существами.
Метки: