Методические рекомендации к написанию рецензии
Для начала нужно с пониманием отнестись прежде всего к значению самого слова - "рецензия". Цитирую неизвестного автора: - ?Термин recensio имеет латинские корни и означает ?рассмотрение, отзыв о чем-либо?, поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков?. В этой фразе заложена противоречивость.
Прежде чем приступить к рецензии, необходимо определиться: я, или субъект, прочитаю (рассмотрю) и напишу свой отзыв, понравилось, не понравилось, исходя из своего субъективного мнения; или я, объективный профессионал, имея знание о предмете оценки, оценю его достоинства и недостатки с объективной позиции профессионала.
?Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность? - продолжает автор. Но это ли главное на самом деле? Может ли субъект-рецензент претендовать на объективность? Ведает ли он о своих правах вершить справедливость в данной области творчества? Не является ли любое выражение эмоциональной оценки индивидуально чувственным, а значит пристрастным? Отвечая на эти вопросы, мы понимаем, что не этими критериями должны оцениваться литературные и иные творческие произведения.
Нашему пониманию слово ?рецензия? ближе, как ?рассмотрение и написание отзыва?. И тут уж, кто во что горазд, к кому Душа распахнётся, тот хороший стихоплёт, а кто перемудрствовал, получай по полной! Ведь, чтобы приступить к оценке произведения, нужно знать, что допустимо в верхнем значении о-ценивания и что не допустимо в нижнем значении обес-ценивания.
А чтобы это знать, нужно владеть элементарными знаниями хотя бы:
а) о классификации произведений по форме и содержанию;
б) о композиционном построении произведения, где есть начало, развитие, конец;
в) об определении и раскрытии темы и идеи;
г) о выполнении авторской задачи целевого воздействия словом.
Классификация - это распределение множества предметов, явлений на группы и категории, каждой из которых присущ определенный набор признаков. Разделение их на подгруппы, дает возможность, изучать весь широкий спектр этих предметов и явлений. В нашем случае мы рассматриваем литературные произведения. Любой текст, изложенный на бумажном или электронном носителе является литературной записью произведения.
Существует несколько классификаций литературных произведений. В основу каждой из них положен какой-либо производный классификационный признак. Например, произвольное изложение текста – проза; стихотворное, в классическом понимании этого значения, размерное, можно сказать, математически выверенное построение текста – стих.
Разделение же, произвольно изложенных текстов литературных-прозаичных произведений на подгруппы форм, даёт возможность, изучать весь широкий спектр многообразия этого классификационного признака: группа больших форм - это романы и повести; группа малых форм – это рассказы, миниатюры, репортажи, новеллы, эссе, статьи, афоризмы.
Стихотворное изложение текста тоже подразделяется на формы:
группа крупных форм - это циклы стихов, поэмы;
группа твёрдых форм - это сонеты, канцоны, рондо, рубаи, хокку, танка, акростихи;
группа свободных форм – верлибр, белый стих, вольный стих, стихотворение в прозе.
Также можно в отдельные группы выделить произведения:
-детского творчества,
-музыкального творчества,
-тематического творчества, будь то природа, животный мир, космос, наука, техника, история, религия, философия, культурология, социология, психология или даже политика.
Обособленной формой является драматургия, хотя её привыкли относить к жанровым произведениям из-за внутреннего подразделения на жанры: драма, комедия, трагедия. Она имеет единый классификационный признак, как для прозаической, так и стихотворной формы изложения, а именно, драматургическое действо этих произведений ограничено условным, сценическим пространством и сценическим временем. А также оно отличается структурным построением передачи текста не через текст автора от первого или третьего лица, а непосредственно от действующих в произведении лиц.
К драматургии относятся:
а)пьесы - литературная запись текста действующих лиц;
а)либретто - литературная запись пластического решения действия в произведениях таких синтетических форм, как балет, народный, любой современный танец или пантомима;
б)сценарии - литературная запись культурно-массовых, зрелищных мероприятий, кино и телепередач.
В их основе лежит тот же, обязательный для всех литературных форм, драматургический канон цикла действий, но обусловленных сценическим пространством, конкретными предлагаемыми обстоятельствами и условиями ограниченного сценического времени.
Также за основу классификации по признаку назначения литературного произведения, могут быть произведения, ориентированные на определённый адрес аудитории: учебная, техническая, профессиональная, хронологическая, возрастная, художественная, развлекательная, рекламная, личностная, интимная.
Здесь следует четко понимать, что профессиональная рецензия, оценка достоинств и недостатков, субъективный отзыв – это тоже литературные произведения, подчинённые драматургическому канону. Рецензент в любом случае отдаёт на ?суд? адресата и широкого читателя собственное литературное произведение - рецензию. Помните, что ни мнение, ни впечатления, ни ваша отзывчивость не имеют к рецензии никакого отношения.
Если вы не уверены, что сможете написать профессионально грамотную рецензию, не нажимайте кнопку ?написать рецензию?, ищите кнопку ?добавить замечания?, где вы сможете выразить своё мнение, написав отзыв о впечатлениях от прочитанного произведения и выразить своё отношение к автору. А для этого просто необходимо определиться в назначении рецензии: стимулировать или рестимулировать автора рецензируемого произведения.
Всё вышеизложенное можно подвести к смыслу, заложенному в смешной сказке про трёх поросят. Каждый из них строил свой дом из субъективного понимания значения ?дом?. Соломенный, деревянный, каменный дома одинаково имеют стены, пол, потолок, окна двери, крышу. Но если нет понимания назначения дома, то теряется всякий смысл его строить: его сдует, он сгорит, в него проникнут. Так и в произведении, если в нем отсутствует композиционный каркас, на который нанизан захватывающий, сюжет, наполненный целенаправленными, действенными событиями, определяющими чёткую форму произведения, то в конце концов оно "сдуется", как соломенный домик.
Теперь вкратце рассмотрим, каким же содержанием должно быть наполнено литературное произведение той или иной формы. Мы имеем общепринятый драматургический канон: начать-развить-закончить.
Пример 1. Молодые люди вступили в любовные отношения. Когда жизненные обстоятельства их развели, жизнь женщины потеряла всякий смысл. Она бросилась под поезд.
Пример 2. В уездном городке появился молодой повеса. Его приняли за ревизора. Он всех высмеял и уехал. Но догонять его уже не было смысла - "облапошились!".
Пример 3. Юной мечтательнице напророчили красавца, который заберёт её на судне с алыми парусами. Её мечта сбылась. Она счастлива.
В каждом примере есть необходимы элементы цикла действий начать-развить-закончить. Можно ли сказать, что это содержание известных произведений?
Конечно нет. Это всего лишь фабулы произведений, обозначающие основную действенную нить, интрига, вызывающая интерес к произведению. Более детальное раскрытие развития событий мы называем сюжетом произведения. Последовательное наполнение мельчайшими подробностями описательного характера места и времени действия, знакомства с действующими и противодействующими лицами в раскрытии конфликтной ситуации и её развязки мы называем содержанием произведения. Если мы не способны определить, в какую форму облачено то или иное содержание, то мы не сможем дать оценку произведению, равно как не сможем рассказать, как приготовлено то или иное блюдо, не имея рецепта его приготовления.
При оценке содержания произведения следует различать особенности композиционного построения произведения. В прозе фундаментальной основой является выбранная тема, то есть проблема, которую надо решить.
В вводной части мы определяем место, время и тех, кто её создал и должен решить или помешать решению. Далее по ходу разворачивания событийного ряда важно понять, ради чего эта тема-проблема поднята и насколько важно её решение?
Именно в кульминационный момент разворота событий мы получаем ответы на поставленные вопросы, в которых раскроются идейные, меркантильные, шкурные интересы участников событий. Важно их правильно сформулировать, исходя из той задачи, которую ставит перед собой автор.
Ценность произведения в том, насколько оно в конце осмысливается с точки зрения значимости для общественного организма, действующей в произведении, группы людей и в целом человечества.
В поэтическом произведении всё намного сложнее. Если, оценивая прозаическое произведение, мы имеем дело с огромным разворотом художественного полотна, в которое можно натурально вписать всё, что предусмотрено формой и содержанием, то при оценке поэтического произведения мы должны понимать, что автор может воспользоваться лишь кусочком этого полотна, ибо он ограничен обусловленной образностью формы, в которую должен вместить всю полноту условного содержания.
Умение поэта абстрагироваться и мыслить образами, позволяет ему создавать значимые картины условного бытия, зеркально отражающие вполне понятные смыслы.
И в этом ценность произведения. Сила воздействия такого словесного концентрата образов и смыслов намного мощнее. Она способна заразить массы людей любой идеей и подвигнуть на любые действия, будь то созидательные или революционные(разрушительные).
Но если рецензент видит перед собой слова, выстроенные в стройные ряды рифмованных строк и строф, но они не будоражат мозг и не возбуждают мыслительную деятельность по поводу чего-то необыденного, неординарного, непривычного, оригинального, уникального, то от них явно несёт обыденностью и даже нафталином. Если его сердце не рвётся наружу, качая, закипающую от буйства чувств, кровь; и если оно не замирает, когда кровь холодеет от нелюбви, то явно речь не идёт о поэзии. Можно смело написать, чтобы не обидеть: - ?Мне не очень, но может кому-то это и здорово, дерзайте!?
Но лучше быть честным, и аргументировать осмысленные высказывания. Это поможет, особенно начинающему автору, доработать произведение. Надо понимать, что существует ещё и техническая часть работы над произведением. И техникой шлифовки, спонтанно родившейся формы, тоже необходимо овладевать, развивая своё самодеятельное творчество до уровня не только профессионального, но до высших уровней: совершенного, гениального.
Есть общепризнанные профессии писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист. Это профессионалы. Мои методические рекомендации созвучны с их вузовскими программами. Ничего нового они в них не обнаружат, ибо приучены мыслить тождествами. Поэтому отождествят меня прежде всего с дилетантом в их профессии.
И есть ещё такое общепризнанное понятие, как "непризнанные гении", своеобразно владеющие Словом, Смыслом, Пониманием в создании своих уникальных, гениальных, совершенных произведений. Первые этих вторых не признают, ибо в основной своей массе служат системе, которая их кормит за профессионализм.
Вторые же стремятся "содержать своё Сознание в чистоте от религиозных, псевдонаучных и законотворческих догм. Это повседневная задача творческой Личности "Я" для создания собственных, уникальных творений, отличных от кем-то установленных литературных норм и канонов. Только собственное Развитие способно к Совершенствованию способностей, навыков и умений во всех сферах Бытия, в том числе и в информационной сфере. Слово для них - информация, а не профессиональный инструмент".
Рассчитывая, видимо, на вашу неразумность, многие "рецензенты" пытается внушить вам, что в поэзии первична форма, а не содержание и смысл. Но это не так. Вот постулат: в начале было слово, слово было БОГ, и слово это было у Бога. Слово Бог может быть облачено в любую форму: написано буквенными символами или озвучено. Но если мы не знаем, какую информацию несут эти символы и звуки, то они для нас бессмысленны. Это всё равно, как пытались бы и не поняли друг друга два человека, говорящие на разных языках.
Значит Слово это прежде всего Смысл. Есть другой неопровержимый аргумент в пользу моего утверждения. Если бы всё человечество признало истинный смысл слова БОГ, то на нашей планете не было бы множества различных религий, не было бы системы "Хозяин-Раб", не было бы закона борьбы противоположностей, не было бы многозначности в Понимании Истины, и не достигалась бы она в спорах.
А ведь у этого слова есть, Единый для всеобщего понимания, смысл, несущий в себе программный код - БОГ(Будь-Обладай-Господствуй). Сам БОГ есть СИЛА(Свет-Истина-Любовь-Абсолют). Он обладает совершенными способностями к Творению Действительности(Мироздания). Он Господствует-Управляет всем, чем обладает.
И для каждого их его Духовных Тварей дана та же программа. Будь Причиной, ты моё подобие! Обладай способностями к деланию, творчеству, творению, развивай их до совершенства. Господствуй над всем, что тебе я дал в дар - Душой, Разумом, Духом и Управляй ими и своей жизнью во благо себе и человечеству! Выполняет ли человечество эти программные Требования? Нет. Копает ли человек глубоко в смыслы слов, чтобы достичь Понимания, то есть Истины. Нет.
Вот это одна из причин, по которой многие авторы в погоне за оригинальной формой, творят абракадабру и, надо же!, воспринимают критику, как личное оскорбление?! Ну, видно же, что он за пятнадцать минут накрапал в столбик одно четверостишье или пару , как ему кажется, умных фраз, и опубликовал его. И в общей статистике таких у него тысячи! О чём? К чему? Где смысл? идея? Даже не пытайтесь получить ответ! Отнеситесь с пониманием.
Подобно тому, как и любой родитель, выходив дитя, оберегает его от напастей и защищает от внешнего воздействия, так и такой автор всегда "отобьёт" от вас своё творение. Поэтому не стоит его разубеждать и тем более обесценивать, травмируя его тонкую, творческую натуру! Вот тут, хотите-не хотите, должно работать "золотое правило": относись к автору так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Это сегодня он не признан. Проходит время, и всё непризнанное становится нормой, к сожалению.
По степени категор-ичности в восприятии критики всё многообразие авторов можно разделить на семь основных категор-ий: начинающий, увлечённый, консервативный, состоявшийся(застоявшийся), развивающийся, восходящий, гениальный. Все они однозначно талантливы, но на определённом этапе своего творчества каждый обретает некий статус по заслугам, и эти определения говорят сами за себя, нет смысла их разъяснять. И есть категория самостийных авторов, которые пишут в стол. Это эпи-стол-ярии. Не стоит тратить своё время и нервы на них, ибо они не обращают внимание на сторонние оценки - себя они уже оценили и очень высоко.
Но если вы уверены, что произведение любого из, вышеперечисленных категорий авторов, стоит того, чтобы о нём сделать отзыв, высказать мнение или написать профессиональную рецензию, сделайте это хотя бы за тем, чтобы поддержать его и простимулировать на развитие. Получите опыт общения и опыт написания отзыва, который войдёт в вашу копилку начинающего рецензента.
Если автор адекватен, то вы почувствуете взаимную "аффинити"-симпатию. Только тогда вам будет приятно наладить с ним контакт, и в общении прийти к реальности, то есть к согласию, относительно обсуждаемого предмета-произведения. Самое главное, автор должен почувствовать, что вы это делаете искренне и уважительно.
И последнее, на что стоит обратить внимание при возникновении желания отличиться в написании рецензии. Ознакомьтесь с творчеством автора во всём его многообразии. Не судите о нём по одному-двум прочитанным произведениям. Полезно ознакомиться и с профессиональными рецензиями других авторов, а также с реакциями автора произведения на рецензии и отзывы.
И если уж пришли в гости на страничку автора, ведите себя прилично - дочитайте хотя бы одно произведение до конца. Справа автор видит хронологию времени вашего пребывания на страничке, где за одну минуту вы демонстративно пролистываете десять произведений, не прочитав ни одного, уходите. Это равносильно тому, как вы вошли в открытую дверь квартиры, не поздоровались, окликнув хозяина, осмотрели её и ушли, не сочтя нужным, извиниться за вторжение и попрощаться.
Ответьте себе на вопрос: - "А как бы я себя чувствовал после такого визитёра?"
Приятного вам общения и приятного чтения произведений замечательных авторов, коим являетесь и вы, я уверена в этом!
Прежде чем приступить к рецензии, необходимо определиться: я, или субъект, прочитаю (рассмотрю) и напишу свой отзыв, понравилось, не понравилось, исходя из своего субъективного мнения; или я, объективный профессионал, имея знание о предмете оценки, оценю его достоинства и недостатки с объективной позиции профессионала.
?Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность? - продолжает автор. Но это ли главное на самом деле? Может ли субъект-рецензент претендовать на объективность? Ведает ли он о своих правах вершить справедливость в данной области творчества? Не является ли любое выражение эмоциональной оценки индивидуально чувственным, а значит пристрастным? Отвечая на эти вопросы, мы понимаем, что не этими критериями должны оцениваться литературные и иные творческие произведения.
Нашему пониманию слово ?рецензия? ближе, как ?рассмотрение и написание отзыва?. И тут уж, кто во что горазд, к кому Душа распахнётся, тот хороший стихоплёт, а кто перемудрствовал, получай по полной! Ведь, чтобы приступить к оценке произведения, нужно знать, что допустимо в верхнем значении о-ценивания и что не допустимо в нижнем значении обес-ценивания.
А чтобы это знать, нужно владеть элементарными знаниями хотя бы:
а) о классификации произведений по форме и содержанию;
б) о композиционном построении произведения, где есть начало, развитие, конец;
в) об определении и раскрытии темы и идеи;
г) о выполнении авторской задачи целевого воздействия словом.
Классификация - это распределение множества предметов, явлений на группы и категории, каждой из которых присущ определенный набор признаков. Разделение их на подгруппы, дает возможность, изучать весь широкий спектр этих предметов и явлений. В нашем случае мы рассматриваем литературные произведения. Любой текст, изложенный на бумажном или электронном носителе является литературной записью произведения.
Существует несколько классификаций литературных произведений. В основу каждой из них положен какой-либо производный классификационный признак. Например, произвольное изложение текста – проза; стихотворное, в классическом понимании этого значения, размерное, можно сказать, математически выверенное построение текста – стих.
Разделение же, произвольно изложенных текстов литературных-прозаичных произведений на подгруппы форм, даёт возможность, изучать весь широкий спектр многообразия этого классификационного признака: группа больших форм - это романы и повести; группа малых форм – это рассказы, миниатюры, репортажи, новеллы, эссе, статьи, афоризмы.
Стихотворное изложение текста тоже подразделяется на формы:
группа крупных форм - это циклы стихов, поэмы;
группа твёрдых форм - это сонеты, канцоны, рондо, рубаи, хокку, танка, акростихи;
группа свободных форм – верлибр, белый стих, вольный стих, стихотворение в прозе.
Также можно в отдельные группы выделить произведения:
-детского творчества,
-музыкального творчества,
-тематического творчества, будь то природа, животный мир, космос, наука, техника, история, религия, философия, культурология, социология, психология или даже политика.
Обособленной формой является драматургия, хотя её привыкли относить к жанровым произведениям из-за внутреннего подразделения на жанры: драма, комедия, трагедия. Она имеет единый классификационный признак, как для прозаической, так и стихотворной формы изложения, а именно, драматургическое действо этих произведений ограничено условным, сценическим пространством и сценическим временем. А также оно отличается структурным построением передачи текста не через текст автора от первого или третьего лица, а непосредственно от действующих в произведении лиц.
К драматургии относятся:
а)пьесы - литературная запись текста действующих лиц;
а)либретто - литературная запись пластического решения действия в произведениях таких синтетических форм, как балет, народный, любой современный танец или пантомима;
б)сценарии - литературная запись культурно-массовых, зрелищных мероприятий, кино и телепередач.
В их основе лежит тот же, обязательный для всех литературных форм, драматургический канон цикла действий, но обусловленных сценическим пространством, конкретными предлагаемыми обстоятельствами и условиями ограниченного сценического времени.
Также за основу классификации по признаку назначения литературного произведения, могут быть произведения, ориентированные на определённый адрес аудитории: учебная, техническая, профессиональная, хронологическая, возрастная, художественная, развлекательная, рекламная, личностная, интимная.
Здесь следует четко понимать, что профессиональная рецензия, оценка достоинств и недостатков, субъективный отзыв – это тоже литературные произведения, подчинённые драматургическому канону. Рецензент в любом случае отдаёт на ?суд? адресата и широкого читателя собственное литературное произведение - рецензию. Помните, что ни мнение, ни впечатления, ни ваша отзывчивость не имеют к рецензии никакого отношения.
Если вы не уверены, что сможете написать профессионально грамотную рецензию, не нажимайте кнопку ?написать рецензию?, ищите кнопку ?добавить замечания?, где вы сможете выразить своё мнение, написав отзыв о впечатлениях от прочитанного произведения и выразить своё отношение к автору. А для этого просто необходимо определиться в назначении рецензии: стимулировать или рестимулировать автора рецензируемого произведения.
Всё вышеизложенное можно подвести к смыслу, заложенному в смешной сказке про трёх поросят. Каждый из них строил свой дом из субъективного понимания значения ?дом?. Соломенный, деревянный, каменный дома одинаково имеют стены, пол, потолок, окна двери, крышу. Но если нет понимания назначения дома, то теряется всякий смысл его строить: его сдует, он сгорит, в него проникнут. Так и в произведении, если в нем отсутствует композиционный каркас, на который нанизан захватывающий, сюжет, наполненный целенаправленными, действенными событиями, определяющими чёткую форму произведения, то в конце концов оно "сдуется", как соломенный домик.
Теперь вкратце рассмотрим, каким же содержанием должно быть наполнено литературное произведение той или иной формы. Мы имеем общепринятый драматургический канон: начать-развить-закончить.
Пример 1. Молодые люди вступили в любовные отношения. Когда жизненные обстоятельства их развели, жизнь женщины потеряла всякий смысл. Она бросилась под поезд.
Пример 2. В уездном городке появился молодой повеса. Его приняли за ревизора. Он всех высмеял и уехал. Но догонять его уже не было смысла - "облапошились!".
Пример 3. Юной мечтательнице напророчили красавца, который заберёт её на судне с алыми парусами. Её мечта сбылась. Она счастлива.
В каждом примере есть необходимы элементы цикла действий начать-развить-закончить. Можно ли сказать, что это содержание известных произведений?
Конечно нет. Это всего лишь фабулы произведений, обозначающие основную действенную нить, интрига, вызывающая интерес к произведению. Более детальное раскрытие развития событий мы называем сюжетом произведения. Последовательное наполнение мельчайшими подробностями описательного характера места и времени действия, знакомства с действующими и противодействующими лицами в раскрытии конфликтной ситуации и её развязки мы называем содержанием произведения. Если мы не способны определить, в какую форму облачено то или иное содержание, то мы не сможем дать оценку произведению, равно как не сможем рассказать, как приготовлено то или иное блюдо, не имея рецепта его приготовления.
При оценке содержания произведения следует различать особенности композиционного построения произведения. В прозе фундаментальной основой является выбранная тема, то есть проблема, которую надо решить.
В вводной части мы определяем место, время и тех, кто её создал и должен решить или помешать решению. Далее по ходу разворачивания событийного ряда важно понять, ради чего эта тема-проблема поднята и насколько важно её решение?
Именно в кульминационный момент разворота событий мы получаем ответы на поставленные вопросы, в которых раскроются идейные, меркантильные, шкурные интересы участников событий. Важно их правильно сформулировать, исходя из той задачи, которую ставит перед собой автор.
Ценность произведения в том, насколько оно в конце осмысливается с точки зрения значимости для общественного организма, действующей в произведении, группы людей и в целом человечества.
В поэтическом произведении всё намного сложнее. Если, оценивая прозаическое произведение, мы имеем дело с огромным разворотом художественного полотна, в которое можно натурально вписать всё, что предусмотрено формой и содержанием, то при оценке поэтического произведения мы должны понимать, что автор может воспользоваться лишь кусочком этого полотна, ибо он ограничен обусловленной образностью формы, в которую должен вместить всю полноту условного содержания.
Умение поэта абстрагироваться и мыслить образами, позволяет ему создавать значимые картины условного бытия, зеркально отражающие вполне понятные смыслы.
И в этом ценность произведения. Сила воздействия такого словесного концентрата образов и смыслов намного мощнее. Она способна заразить массы людей любой идеей и подвигнуть на любые действия, будь то созидательные или революционные(разрушительные).
Но если рецензент видит перед собой слова, выстроенные в стройные ряды рифмованных строк и строф, но они не будоражат мозг и не возбуждают мыслительную деятельность по поводу чего-то необыденного, неординарного, непривычного, оригинального, уникального, то от них явно несёт обыденностью и даже нафталином. Если его сердце не рвётся наружу, качая, закипающую от буйства чувств, кровь; и если оно не замирает, когда кровь холодеет от нелюбви, то явно речь не идёт о поэзии. Можно смело написать, чтобы не обидеть: - ?Мне не очень, но может кому-то это и здорово, дерзайте!?
Но лучше быть честным, и аргументировать осмысленные высказывания. Это поможет, особенно начинающему автору, доработать произведение. Надо понимать, что существует ещё и техническая часть работы над произведением. И техникой шлифовки, спонтанно родившейся формы, тоже необходимо овладевать, развивая своё самодеятельное творчество до уровня не только профессионального, но до высших уровней: совершенного, гениального.
Есть общепризнанные профессии писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист. Это профессионалы. Мои методические рекомендации созвучны с их вузовскими программами. Ничего нового они в них не обнаружат, ибо приучены мыслить тождествами. Поэтому отождествят меня прежде всего с дилетантом в их профессии.
И есть ещё такое общепризнанное понятие, как "непризнанные гении", своеобразно владеющие Словом, Смыслом, Пониманием в создании своих уникальных, гениальных, совершенных произведений. Первые этих вторых не признают, ибо в основной своей массе служат системе, которая их кормит за профессионализм.
Вторые же стремятся "содержать своё Сознание в чистоте от религиозных, псевдонаучных и законотворческих догм. Это повседневная задача творческой Личности "Я" для создания собственных, уникальных творений, отличных от кем-то установленных литературных норм и канонов. Только собственное Развитие способно к Совершенствованию способностей, навыков и умений во всех сферах Бытия, в том числе и в информационной сфере. Слово для них - информация, а не профессиональный инструмент".
Рассчитывая, видимо, на вашу неразумность, многие "рецензенты" пытается внушить вам, что в поэзии первична форма, а не содержание и смысл. Но это не так. Вот постулат: в начале было слово, слово было БОГ, и слово это было у Бога. Слово Бог может быть облачено в любую форму: написано буквенными символами или озвучено. Но если мы не знаем, какую информацию несут эти символы и звуки, то они для нас бессмысленны. Это всё равно, как пытались бы и не поняли друг друга два человека, говорящие на разных языках.
Значит Слово это прежде всего Смысл. Есть другой неопровержимый аргумент в пользу моего утверждения. Если бы всё человечество признало истинный смысл слова БОГ, то на нашей планете не было бы множества различных религий, не было бы системы "Хозяин-Раб", не было бы закона борьбы противоположностей, не было бы многозначности в Понимании Истины, и не достигалась бы она в спорах.
А ведь у этого слова есть, Единый для всеобщего понимания, смысл, несущий в себе программный код - БОГ(Будь-Обладай-Господствуй). Сам БОГ есть СИЛА(Свет-Истина-Любовь-Абсолют). Он обладает совершенными способностями к Творению Действительности(Мироздания). Он Господствует-Управляет всем, чем обладает.
И для каждого их его Духовных Тварей дана та же программа. Будь Причиной, ты моё подобие! Обладай способностями к деланию, творчеству, творению, развивай их до совершенства. Господствуй над всем, что тебе я дал в дар - Душой, Разумом, Духом и Управляй ими и своей жизнью во благо себе и человечеству! Выполняет ли человечество эти программные Требования? Нет. Копает ли человек глубоко в смыслы слов, чтобы достичь Понимания, то есть Истины. Нет.
Вот это одна из причин, по которой многие авторы в погоне за оригинальной формой, творят абракадабру и, надо же!, воспринимают критику, как личное оскорбление?! Ну, видно же, что он за пятнадцать минут накрапал в столбик одно четверостишье или пару , как ему кажется, умных фраз, и опубликовал его. И в общей статистике таких у него тысячи! О чём? К чему? Где смысл? идея? Даже не пытайтесь получить ответ! Отнеситесь с пониманием.
Подобно тому, как и любой родитель, выходив дитя, оберегает его от напастей и защищает от внешнего воздействия, так и такой автор всегда "отобьёт" от вас своё творение. Поэтому не стоит его разубеждать и тем более обесценивать, травмируя его тонкую, творческую натуру! Вот тут, хотите-не хотите, должно работать "золотое правило": относись к автору так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Это сегодня он не признан. Проходит время, и всё непризнанное становится нормой, к сожалению.
По степени категор-ичности в восприятии критики всё многообразие авторов можно разделить на семь основных категор-ий: начинающий, увлечённый, консервативный, состоявшийся(застоявшийся), развивающийся, восходящий, гениальный. Все они однозначно талантливы, но на определённом этапе своего творчества каждый обретает некий статус по заслугам, и эти определения говорят сами за себя, нет смысла их разъяснять. И есть категория самостийных авторов, которые пишут в стол. Это эпи-стол-ярии. Не стоит тратить своё время и нервы на них, ибо они не обращают внимание на сторонние оценки - себя они уже оценили и очень высоко.
Но если вы уверены, что произведение любого из, вышеперечисленных категорий авторов, стоит того, чтобы о нём сделать отзыв, высказать мнение или написать профессиональную рецензию, сделайте это хотя бы за тем, чтобы поддержать его и простимулировать на развитие. Получите опыт общения и опыт написания отзыва, который войдёт в вашу копилку начинающего рецензента.
Если автор адекватен, то вы почувствуете взаимную "аффинити"-симпатию. Только тогда вам будет приятно наладить с ним контакт, и в общении прийти к реальности, то есть к согласию, относительно обсуждаемого предмета-произведения. Самое главное, автор должен почувствовать, что вы это делаете искренне и уважительно.
И последнее, на что стоит обратить внимание при возникновении желания отличиться в написании рецензии. Ознакомьтесь с творчеством автора во всём его многообразии. Не судите о нём по одному-двум прочитанным произведениям. Полезно ознакомиться и с профессиональными рецензиями других авторов, а также с реакциями автора произведения на рецензии и отзывы.
И если уж пришли в гости на страничку автора, ведите себя прилично - дочитайте хотя бы одно произведение до конца. Справа автор видит хронологию времени вашего пребывания на страничке, где за одну минуту вы демонстративно пролистываете десять произведений, не прочитав ни одного, уходите. Это равносильно тому, как вы вошли в открытую дверь квартиры, не поздоровались, окликнув хозяина, осмотрели её и ушли, не сочтя нужным, извиниться за вторжение и попрощаться.
Ответьте себе на вопрос: - "А как бы я себя чувствовал после такого визитёра?"
Приятного вам общения и приятного чтения произведений замечательных авторов, коим являетесь и вы, я уверена в этом!
Метки: