Книга Слов, слово третье - Абай Кунанбаев

Слово Третье
________________________________________

В чем кроется причина разрозненности казахов, неприязни и недоброжелательности друг к другу?
Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием, и безудержным досугом?

Мудрые мира давно это знали и подмечали: Человек ленивый, как правило, труслив и безволен,
человек безвольный — труслив и хвастлив до боли; Хвастливый же — глуп, невежественен и труслив;
Тут не мудрость важна а всего лишь мотив. Глупый невежественен и не имеет понятия о чести,
а бесчестный не обуздан, у лентяя товарищем, ненасытен, бездарен и не желает добра окружающим.

Пороки эти от того, что люди озабочены лишь одним — как можно больше завести скота,
стяжать тем самым и почёт и сомнительной славы фимиам и дым.
Когда бы многие стремились к земледелию, науке и искусства ремеслу.
То меньше бы страдали от пороков этих и при жизни и в Аду.

Родители, умножив свои стада, думают о том, как бы стада детей были еще тучнее,
чтоб передать заботу о стадах своим холопам, псам и пастухам скорее.
Самим же праздный образ жизни не торопясь вести,
с красотками лениво наблюдать как призы приносят их скакуны.

Когда зимовья уже малы становятся и пастбища тесны. Находят разные педали власти, рычаги.
Берут за деньги, не утруждая совесть, принуждая, заставляя - угодья у слабого соседа отнимая.
Обобранный таким образом бедный сосед, теснит уж другого, иль отчаявшись уходит с родных своих мест.

Скажите мне, ну могут ли они желать друг, другу добра? Чем больше бедноты,
тем больше у таких "добра". Чем больше обездоленных вокруг живут, тем дешевле покупается
у батраков их труд. Чем больше бедняг с голода и холода помрут, тем больше всех зимовий и земель
в итоге приберут.

Сосед ждет разорения соседа руки потирая, другой всё ждёт когда же этот обнищает.
И постепенно дым и жар в котле том подкипает, в открытую вражду скорее всё перерастает.

Все злобствуют и судятся и делятся, всё в партии вступая, влиятельных сторонников
на свою сторону мздою подкупая. Дерутся и толкаются за чин, медаль или грамоту на худой случай,
что б лишний перевес иметь в бесчестной борьбе - сучьей.

А потерпевший в той борьбе, не будет больше трудиться, ни торговля, ни плуг ему уже и не приснится,
иным путём решит своё он жалкое бытие, то к этой, то к другой он партии примкнёт - и всё!
Продавая всех, в том числе и себя, в бесчестии. Прозябает, беднеет народ в том большом едином поместье.

И будь в народе этом крепкое единство, решили бы все вместе и вора ловкача пришили бы - давно на месте!
Какое там единство, каждый только за своё поёт, поэму разбой и воровство в степи не устаёт.

Унижая честных, бесстрашных, допросом, - шьются белой бечевой дела по ложным доносам,
производят дознания, назначают суд. Находят свидетелей из вечных Иуд,
что за мзду свою, клятвенно в голос рыдая, чего только не приврут, денег или чинов ожидая.

Опорочить готовы за монеты любого, лишь бы "свой" получил, чин волостного.
Если ради спасенья на поклон идешь к негодяям, честь свою потеряешь жизнь спасая.

Если всё же не станешь идти на поклон, значит будешь бедняга на срок осуждён.
И претерпишь в сей жизни невзгоды, лишения,- не найдя себе дела, места и предназначения.

Достигнув власти лихим воровством и обманом, тихих и скромных не надо, волостным уркаганам.
Им, в друзья и соратники в дележе- грабеже, подойдут, те же морды что у стен акиматов* снуют.

Сейчас в обиходе новая поговорка: ?Не суть дела важна а суть личности только?.
Значит, добиться намеченного можно не правотой иска, а ловкостью, хитроумием без лишнего шума и риска.

Волостные избираются на три года сроком. Первый год их правления проходит в выслушивании обид и упреков:
"Не мы ли Вас дядя, на пост выдвигали?" -"Так решите Ага, ведь мы ж всё ещё с вами!"

Год второй на борьбу с претендентом, -тоже хочет собака, быть президентом.
Третий год в предвыборных хлопотах с трудом достается, на служение народу -что остаётся?

Наблюдая, как глупый народ чем дальше, тем больше погрязает в распрях, я пришел лишь к выводу:
Какие нужны народу сему, во власти. Не хватает увы, образованных честных и пламенных сердцем людей,
хорошо знающих русский язык и законы степей.

Это было б полезно во многих отношениях. Во - первых тщеславные братья отдали бы детей
своих на обучение. Во -вторых, волостные не зависели бы от прихоти местной знати,
подчинялись бы высшим органам - страха ради. Дабы не плодить неизбежные кляузы и доносы,
оградить назначаемого от проверок и лишних допросов.

Мы имели возможность убедиться в бесполезности выборов судей в каждой волости.
Не всякому под силу вершить правосудие без совета и совести.
На ?вершине Культобе?, знать все своды законов, доставшиеся нам от предков кагана
-?светлый путь? Касым-хана, ?ветхий путь? Есим-хана, ?семь канонов? Аз Тауке-хана.

Но и те устарели со временем, требуют новых поправок и изменений,
неподкупных вершителей, коих в народе сегодня так мало, в свете последних столетий.
Хорошо знающие казахский народ говорили: ?Если судей двое, то споров четыре?.
Отсутствие верховного судьи и четное число биев - усложняет решение споров и доныне.

Не лучше ли выбрать из волостей как таковых, по три образованных, честных бия*, толковых.
Чей срок пребывания на этом посту народ не ограничит,
но от честного образа жизни в быту, на работе - зависит.

Пусть бы споры решались двумя судьями и посредником выбранным самими истцами.
В споре истина рождена - как знаете сами.
Не сыскав в деле истины, не придя к мировому для всех соглашению, обращались бы люди к судье одному.
Да простит им Аллах их прегрешения.
Не росла бы гора не решённых, запутанных, брошенных дел и идей,
облегчилась бы участь простых и бедных людей.







Примечания:

?Бий*? - Судья.
?акимат*? - мэрия.

Метки:
Предыдущий: Я дарю тебе это дерево
Следующий: Была бы я волшебницей