Пер Лагерквист - Страсть
Александр Булынко
СТРАСТЬ
Вольное прочтение стихотворения
Пера Лагерквиста "Vill"
Я – звездный блеск в твоей зеркальной глади.
Душевный трепет твой пусть подождет,
Иначе отраженья моего в тебе не будет.
Твоя душа – мой кров. Иного не дано.
Но как твоей душе не волноваться,
Когда мой свет пронзил её насквозь.
Октябрь 2014
Цикл ?Имеющий мечту?
Переводы космической поэзии
========================
Par Lagerkvist
VILL
Jag еr stjеrnan som speglar sig i dig.
Din sjеl skall vara stilla,
annars kan jag inte spegla mig i den.
Din sjеl еr mitt hem. Jag har inget annat.
Men hur skulle du kunna vara stilla
nеr mitt ljus skеlver i din sjеl.
=============================
ПЕР ЛАГЕРКВИСТ
Пер Фабиан Лагерквист (Par Fabian Lagerkvist, 23.05.1891 – 11.07.1974) – шведский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.
XX век в своей стремительности и жажде перемен породил плеяду творческих деятелей, чьи эксперименты в области искусства не могут остаться незамеченными. К таким творцам можно отнести Пера Лагерквиста, который будучи художником настоящего XX века, не соглашался с принципами классического, традиционного искусства – натуралистического копирования жизни.
Художественный стиль писателя невозможно отнести к существующим литературным школам. Несмотря на то, что произведения Лагерквиста содержат в себе черты, отличающие такие философские и эстетические явления, как кубизм, экспрессионизм илиэкзистенциализм, их нельзя полноправно отнести к какому-либо определенному течению. Индивидуальный и неповторимый художественный стиль Лагерквиста отличают миф, символ, иносказание.
По своей натуре Лагерквист был довольно скрытым и замкнутым человеком, что объясняет его немногословность в освещении своих творческих замыслов. Ему принадлежит известная фраза: "Я не вмешиваюсь в свое творчество". По сути, так оно и было.
К созданию своих произведений шведский писатель подходил очень трепетно. Процесс написания произведений был для него сродни воспитанию детей, которых человек прячет от шумной толпы. И только когда произведение готово и вышло в печать, читатель понимает, что творение Лагерквиста говорит само за себя. При жизни писателя, то каким он был, отражали его книги, являвшиеся единственным источником информации о личности Лагерквиста.
В юности он участвовал в социалистическом движении. В 1912 году окончил Упсальский университет и тогда же дебютировал со сборником новелл "Люди" (Mаnniskor, 1912).
В ранней поэзии и прозе ощущается стремление Лагерквиста к формальному новаторству. В сборнике новелл "Железо и люди" (Jarn och manniskor, 1915), в сборниках экспрессионистских стихов "Страх" (Angest, 1916), "Хаос" (Kaos,1919) и др. отразились пессимистические настроения, порожденные 1-й мировой войной 1914-1918.
Изображение действительности как абсурда и хаоса, интерес к центральной в творчестве Лагерквиста проблеме зла, как отвлечённому метафизическому началу, характерны для драмы Лагерквиста "Вечная улыбка" (Det eviga leendet, 1920) и его экспрессионистских пьес "Последний человек" (Sista mаnniskan, 1917), "Невидимый" (Den osynlige, 1923) и др.
В то же время в сатирическом сборнике "Злые саги" (Onda sagor, 1924), в автобиографическом романе "В мире гость" (Gаst hos verkligheten, 1925) усиливается реалистическое начало. В произведениях 30-х годов Лагерквист провозглашает необходимость борьбы против фашизма, истолковывая его как крайнее проявление извечного зла: аллегорическая повесть "Палач" (Bоdeln 1933), сборник очерков "Сжатый кулак" (Den knutna nаven 1934), сборник сатирических новелл "В то время" (I den tiden, 1935), пьесы "Человек без души" (Mаnniskan utan sjаl 1936), сборник стихов "Песня и бой" (Sаng och strid, 1940), а также лучший роман Лагерквиста "Карлик" (Dvаrgen 1944).
В послевоенных произведениях проблему зла Лагерквист соотносит со сложными нравственными исканиями человека: стихи сборника "Вечерний край" (Aftonland, 1953), пьесы и цикл философских романов и повестей на библейские сюжеты – "Варавва" (Barabbas, 1950), "Сивилла" (Sibyllan, 1956), "Смерть Агасфера" (Ahasverus dоd, 1960) и др.
В 1951 году Перу Лагерквисту была присуждена Нобелевская премия по литературе.
По материалам Интернет публикаций.
==================================
Иллюстрация: http://kepmester.silihost.hu/images/617/5115/00000276.jpg
СТРАСТЬ
Вольное прочтение стихотворения
Пера Лагерквиста "Vill"
Я – звездный блеск в твоей зеркальной глади.
Душевный трепет твой пусть подождет,
Иначе отраженья моего в тебе не будет.
Твоя душа – мой кров. Иного не дано.
Но как твоей душе не волноваться,
Когда мой свет пронзил её насквозь.
Октябрь 2014
Цикл ?Имеющий мечту?
Переводы космической поэзии
========================
Par Lagerkvist
VILL
Jag еr stjеrnan som speglar sig i dig.
Din sjеl skall vara stilla,
annars kan jag inte spegla mig i den.
Din sjеl еr mitt hem. Jag har inget annat.
Men hur skulle du kunna vara stilla
nеr mitt ljus skеlver i din sjеl.
=============================
ПЕР ЛАГЕРКВИСТ
Пер Фабиан Лагерквист (Par Fabian Lagerkvist, 23.05.1891 – 11.07.1974) – шведский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.
XX век в своей стремительности и жажде перемен породил плеяду творческих деятелей, чьи эксперименты в области искусства не могут остаться незамеченными. К таким творцам можно отнести Пера Лагерквиста, который будучи художником настоящего XX века, не соглашался с принципами классического, традиционного искусства – натуралистического копирования жизни.
Художественный стиль писателя невозможно отнести к существующим литературным школам. Несмотря на то, что произведения Лагерквиста содержат в себе черты, отличающие такие философские и эстетические явления, как кубизм, экспрессионизм илиэкзистенциализм, их нельзя полноправно отнести к какому-либо определенному течению. Индивидуальный и неповторимый художественный стиль Лагерквиста отличают миф, символ, иносказание.
По своей натуре Лагерквист был довольно скрытым и замкнутым человеком, что объясняет его немногословность в освещении своих творческих замыслов. Ему принадлежит известная фраза: "Я не вмешиваюсь в свое творчество". По сути, так оно и было.
К созданию своих произведений шведский писатель подходил очень трепетно. Процесс написания произведений был для него сродни воспитанию детей, которых человек прячет от шумной толпы. И только когда произведение готово и вышло в печать, читатель понимает, что творение Лагерквиста говорит само за себя. При жизни писателя, то каким он был, отражали его книги, являвшиеся единственным источником информации о личности Лагерквиста.
В юности он участвовал в социалистическом движении. В 1912 году окончил Упсальский университет и тогда же дебютировал со сборником новелл "Люди" (Mаnniskor, 1912).
В ранней поэзии и прозе ощущается стремление Лагерквиста к формальному новаторству. В сборнике новелл "Железо и люди" (Jarn och manniskor, 1915), в сборниках экспрессионистских стихов "Страх" (Angest, 1916), "Хаос" (Kaos,1919) и др. отразились пессимистические настроения, порожденные 1-й мировой войной 1914-1918.
Изображение действительности как абсурда и хаоса, интерес к центральной в творчестве Лагерквиста проблеме зла, как отвлечённому метафизическому началу, характерны для драмы Лагерквиста "Вечная улыбка" (Det eviga leendet, 1920) и его экспрессионистских пьес "Последний человек" (Sista mаnniskan, 1917), "Невидимый" (Den osynlige, 1923) и др.
В то же время в сатирическом сборнике "Злые саги" (Onda sagor, 1924), в автобиографическом романе "В мире гость" (Gаst hos verkligheten, 1925) усиливается реалистическое начало. В произведениях 30-х годов Лагерквист провозглашает необходимость борьбы против фашизма, истолковывая его как крайнее проявление извечного зла: аллегорическая повесть "Палач" (Bоdeln 1933), сборник очерков "Сжатый кулак" (Den knutna nаven 1934), сборник сатирических новелл "В то время" (I den tiden, 1935), пьесы "Человек без души" (Mаnniskan utan sjаl 1936), сборник стихов "Песня и бой" (Sаng och strid, 1940), а также лучший роман Лагерквиста "Карлик" (Dvаrgen 1944).
В послевоенных произведениях проблему зла Лагерквист соотносит со сложными нравственными исканиями человека: стихи сборника "Вечерний край" (Aftonland, 1953), пьесы и цикл философских романов и повестей на библейские сюжеты – "Варавва" (Barabbas, 1950), "Сивилла" (Sibyllan, 1956), "Смерть Агасфера" (Ahasverus dоd, 1960) и др.
В 1951 году Перу Лагерквисту была присуждена Нобелевская премия по литературе.
По материалам Интернет публикаций.
==================================
Иллюстрация: http://kepmester.silihost.hu/images/617/5115/00000276.jpg
Метки: