Смутное время
1.Истоки смуты
В апреле 1584 года малолетний царевич Дмитрий, возможный наследник престола, вместе с матерью Марией Федоровной Нагой был отослан в свой удел в Углич.
"Добрый Феодор, нежно прощаясь с младенцем Димитрием, обливался горькими слезами, как бы невольно исполняя долг, болезненный для своего сердца. Сие удаление Царевича, единственного наследника Державы, могло казаться блестящею ссылкой...". (Карамзин)
15 мая 1591 года в Угличе царевич Дмитрий, младший сын Иоанна Грозного, погиб. Обстоятельства смерти царевича были явно запутаны. Существует предположение, что Дмитрий, как явный претендент на царский престол, был убит по распоряжению стремившегося к власти Бориса Годунова. Преступники – Данило Битяговский и Качалов – зарезали "державного отрока" ножом. Рассвирепевший народ убил извергов. Убийство наследника престола породило немало легенд о чудесном избавлении Дмитрия и привело к появлению самозванцев, которые именем убитого царевича стремились захватить власть.
Нет большего на свете злодеянья,
Чем руку поднять и дитя убить,
И никакие в жизни покаянья
Не смоют грех, и мукам ада быть.
Так образ Дмитрия овит сиянием,
Веками в памяти он будет жить.
И никакие добрые деянья,
Убийц его не могут обелить.
Был Годунов проклятьем заклеймен,
За то, что Русь в пучину смуты вверг,
И этим вихрем сам же был сметён.
С тем вихрем демон самозванства; вверх
Взметнулся над Россиею святой,
И нарядил кровавою фатой.
2.Лжедмитрий I
В 1605 году Москва присягнула новому царю "мнимому Дмитрию". Царствование Лжедмитрия I продолжалось 11 месяцев. В результате заговора во главе с князем Василием Шуйским Лжедмитрий I был убит. Его труп выставили на поругание на Красной площади.
Да, я чернец. Я – Гришка. Я – Отрепьев.
Бежал из Чудова монастыря.
К полякам пробирался лесом, степью,
Желаньем царствовать в Руси горя.
Распространил по свету я поверье,
Что Дмитрий жив, ещё придёт заря,
Что Русь достойна лучшего царя.
И стали люди жертвой легковерья.
С войсками я пришёл к стенам Кремля,
Дорогу трупами себе стеля.
Уж погулял по Матушке-Рассеи,
Пролил немало кровушки людской.
И сам убит. А над рекой-Москвой
Из пушки прах мой был развит, рассеян.
3.Лжедмитрий II.
Лжедмитрий II, самозванец, авантюрист неизвестного происхождения.
(?-1610)
В 1607 году Лжедмитрий II появился в Стародубе-Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича, якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 года (Лжедмирия I). Получил поддержку от поляков и части русского боярства, в том числе и от Романовых.
В мае 1608 года Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского под Болховым. Не сумев занять столицу, остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище "Тушинский вор".
Лжедмитрий тайно обвенчался с вдовой Лжедмитрия I Мариной Мнишек, которая "признала" его своим мужем. В 1609 году в связи с открытой польской интервенцией потерял поддержку поляков и был вынужден бежать в Калугу, где и был убит.
Но демон самозванства ещё жив,
Легко играет верою народа.
И напрямик, совсем не зная брода
Идёт из Тушина другой прилив.
С Мариной Мнишек гнёздышко уж свив,
Готовит демон продолженье рода.
Но здравый смысл не дал затее хода,
И за приливом следует отлив.
А за одной бедой, беда другая
Идет вослед. Поляки уж в Москве.
И вновь разор, не виден и просвет
От хищника. Идут за стаей стая.
Но жив в Руси ещё геройства дух
В сердцах огонь свободы не потух.
4.Троице-Сергиев монастырь.
Троице-Сергиев монастырь близ Москвы был основан в 1340 году монахом Сергием Радонежским. Обитель играла важную роль в истории Русского государства. Еще при жизни Сергия Радонежского, ставшего настоятелем монастыря, монастырь принимала активное участие в подготовке Куликовской битвы. В 1408 году монастырь был разорен эмиром Едигеем, но вскоре вновь обустроился. Позднее он неоднократно оказывал финансовую поддержку русским государям. В 1608-1610 годах монастырь выдержал осаду польского войска под командованием Сапеги и Лисовского, а местный настоятель Дионисий стал одним из идейных вдохновителей национального сопротивления 1611-1613 годов.
Но жив в Руси ещё геройства дух,
В защитниках обители священной,
Сражавшихся с отвагою отменной,
И каждый храбрый воин стоил двух.
Крестьянин, что недавно бросил плуг,
И инок, что одел кафтан военный,
И стадо бросивший своё пастух,
Все показали подвиг беспримерный.
Шестнадцать месяцев осада длилась,
Но полчище злодеев не добилось
Покорности отчаянных сердец.
За Русь, за веру каждый жизнь отдать
Готов. Будь, с ними божья благодать
И Сергий Преподобный, их отец.
5.Гермоген.
Гермоген, церковный деятель, русский патриарх.
(ок.1530-1612)
В 1578 году Гермоген был пострижен и стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589 году он стал митрополитом Казанским. Русский патриарх с 1606 по 1612 год. Во время "Смутного времени" Гермоген выступил против присяги русской знати польскому королевичу Владиславу, призывал к борьбе против польских интервентов.
В декабре 1610 года Гермоген разослал по городам грамоты с призывом к борьбе. Затем был помещен под арест в Чудов монастырь в Москве, где и умер от голода.
Гермоген был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.
Когда-то инок Сергий Преподобный
Сумел поднять народ за Русь, за веру.
Так Гермоген последовал примеру,
И смог возвысить глас громам подобный.
Он бросил во врага клич-камень пробный
Полякам пораженья час отмерив.
И в божий патриарший глас поверив
В дружину собрался весь люд свободный.
А сам в темнице старец-Гермоген
С достоинством, терпя нелегкий плен
Замучен голодом и жаждой был.
Но дело жизни сделать он успел.
Поднял народ, и враг оторопев
Понял, что час последний наступил.
6. Конец смуты.
Летом 1611 года пал Смоленск, активизировались шведские интервенты, которым удалось наконец захватить Новгород.
В этой критической обстановке осенью 1611 года в Нижнем Новгороде собралось второе ополчение, которое возглавили посадский староста Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский. В августе 1612 года главные силы ополчения подошли к Москве и после сражения с польскими войсками вошли в город. Однако засевший в Кремле и Китай-городе польский гарнизон отказался сдаться. Осада продолжалась два месяца. Наконец, 22 октября 1612 года изнуренный голодом и осадой гарнизон сложил оружие и сдался на милость победителей. Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков. Боярская дума, запятнавшая себя сотрудничеством с интервентами, была свергнута.
И наступил последний час
Для смуты лютой, хищной своры.
Услышан патриарший глас,
И Минин в Нижнем начал сборы.
Не нужны были уговоры
Не нужен царский был указ,
Народ готов свернуть и горы,
Чтоб старца выполнить наказ.
Сусанин, Минин и Пожарский,
Вот перечень неполный тех
Кто спас России посох царский,
И иго ненавистных сверг
И каждый воин был герой
За Русь святую став горой.
В апреле 1584 года малолетний царевич Дмитрий, возможный наследник престола, вместе с матерью Марией Федоровной Нагой был отослан в свой удел в Углич.
"Добрый Феодор, нежно прощаясь с младенцем Димитрием, обливался горькими слезами, как бы невольно исполняя долг, болезненный для своего сердца. Сие удаление Царевича, единственного наследника Державы, могло казаться блестящею ссылкой...". (Карамзин)
15 мая 1591 года в Угличе царевич Дмитрий, младший сын Иоанна Грозного, погиб. Обстоятельства смерти царевича были явно запутаны. Существует предположение, что Дмитрий, как явный претендент на царский престол, был убит по распоряжению стремившегося к власти Бориса Годунова. Преступники – Данило Битяговский и Качалов – зарезали "державного отрока" ножом. Рассвирепевший народ убил извергов. Убийство наследника престола породило немало легенд о чудесном избавлении Дмитрия и привело к появлению самозванцев, которые именем убитого царевича стремились захватить власть.
Нет большего на свете злодеянья,
Чем руку поднять и дитя убить,
И никакие в жизни покаянья
Не смоют грех, и мукам ада быть.
Так образ Дмитрия овит сиянием,
Веками в памяти он будет жить.
И никакие добрые деянья,
Убийц его не могут обелить.
Был Годунов проклятьем заклеймен,
За то, что Русь в пучину смуты вверг,
И этим вихрем сам же был сметён.
С тем вихрем демон самозванства; вверх
Взметнулся над Россиею святой,
И нарядил кровавою фатой.
2.Лжедмитрий I
В 1605 году Москва присягнула новому царю "мнимому Дмитрию". Царствование Лжедмитрия I продолжалось 11 месяцев. В результате заговора во главе с князем Василием Шуйским Лжедмитрий I был убит. Его труп выставили на поругание на Красной площади.
Да, я чернец. Я – Гришка. Я – Отрепьев.
Бежал из Чудова монастыря.
К полякам пробирался лесом, степью,
Желаньем царствовать в Руси горя.
Распространил по свету я поверье,
Что Дмитрий жив, ещё придёт заря,
Что Русь достойна лучшего царя.
И стали люди жертвой легковерья.
С войсками я пришёл к стенам Кремля,
Дорогу трупами себе стеля.
Уж погулял по Матушке-Рассеи,
Пролил немало кровушки людской.
И сам убит. А над рекой-Москвой
Из пушки прах мой был развит, рассеян.
3.Лжедмитрий II.
Лжедмитрий II, самозванец, авантюрист неизвестного происхождения.
(?-1610)
В 1607 году Лжедмитрий II появился в Стародубе-Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича, якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 года (Лжедмирия I). Получил поддержку от поляков и части русского боярства, в том числе и от Романовых.
В мае 1608 года Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского под Болховым. Не сумев занять столицу, остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище "Тушинский вор".
Лжедмитрий тайно обвенчался с вдовой Лжедмитрия I Мариной Мнишек, которая "признала" его своим мужем. В 1609 году в связи с открытой польской интервенцией потерял поддержку поляков и был вынужден бежать в Калугу, где и был убит.
Но демон самозванства ещё жив,
Легко играет верою народа.
И напрямик, совсем не зная брода
Идёт из Тушина другой прилив.
С Мариной Мнишек гнёздышко уж свив,
Готовит демон продолженье рода.
Но здравый смысл не дал затее хода,
И за приливом следует отлив.
А за одной бедой, беда другая
Идет вослед. Поляки уж в Москве.
И вновь разор, не виден и просвет
От хищника. Идут за стаей стая.
Но жив в Руси ещё геройства дух
В сердцах огонь свободы не потух.
4.Троице-Сергиев монастырь.
Троице-Сергиев монастырь близ Москвы был основан в 1340 году монахом Сергием Радонежским. Обитель играла важную роль в истории Русского государства. Еще при жизни Сергия Радонежского, ставшего настоятелем монастыря, монастырь принимала активное участие в подготовке Куликовской битвы. В 1408 году монастырь был разорен эмиром Едигеем, но вскоре вновь обустроился. Позднее он неоднократно оказывал финансовую поддержку русским государям. В 1608-1610 годах монастырь выдержал осаду польского войска под командованием Сапеги и Лисовского, а местный настоятель Дионисий стал одним из идейных вдохновителей национального сопротивления 1611-1613 годов.
Но жив в Руси ещё геройства дух,
В защитниках обители священной,
Сражавшихся с отвагою отменной,
И каждый храбрый воин стоил двух.
Крестьянин, что недавно бросил плуг,
И инок, что одел кафтан военный,
И стадо бросивший своё пастух,
Все показали подвиг беспримерный.
Шестнадцать месяцев осада длилась,
Но полчище злодеев не добилось
Покорности отчаянных сердец.
За Русь, за веру каждый жизнь отдать
Готов. Будь, с ними божья благодать
И Сергий Преподобный, их отец.
5.Гермоген.
Гермоген, церковный деятель, русский патриарх.
(ок.1530-1612)
В 1578 году Гермоген был пострижен и стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589 году он стал митрополитом Казанским. Русский патриарх с 1606 по 1612 год. Во время "Смутного времени" Гермоген выступил против присяги русской знати польскому королевичу Владиславу, призывал к борьбе против польских интервентов.
В декабре 1610 года Гермоген разослал по городам грамоты с призывом к борьбе. Затем был помещен под арест в Чудов монастырь в Москве, где и умер от голода.
Гермоген был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.
Когда-то инок Сергий Преподобный
Сумел поднять народ за Русь, за веру.
Так Гермоген последовал примеру,
И смог возвысить глас громам подобный.
Он бросил во врага клич-камень пробный
Полякам пораженья час отмерив.
И в божий патриарший глас поверив
В дружину собрался весь люд свободный.
А сам в темнице старец-Гермоген
С достоинством, терпя нелегкий плен
Замучен голодом и жаждой был.
Но дело жизни сделать он успел.
Поднял народ, и враг оторопев
Понял, что час последний наступил.
6. Конец смуты.
Летом 1611 года пал Смоленск, активизировались шведские интервенты, которым удалось наконец захватить Новгород.
В этой критической обстановке осенью 1611 года в Нижнем Новгороде собралось второе ополчение, которое возглавили посадский староста Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский. В августе 1612 года главные силы ополчения подошли к Москве и после сражения с польскими войсками вошли в город. Однако засевший в Кремле и Китай-городе польский гарнизон отказался сдаться. Осада продолжалась два месяца. Наконец, 22 октября 1612 года изнуренный голодом и осадой гарнизон сложил оружие и сдался на милость победителей. Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков. Боярская дума, запятнавшая себя сотрудничеством с интервентами, была свергнута.
И наступил последний час
Для смуты лютой, хищной своры.
Услышан патриарший глас,
И Минин в Нижнем начал сборы.
Не нужны были уговоры
Не нужен царский был указ,
Народ готов свернуть и горы,
Чтоб старца выполнить наказ.
Сусанин, Минин и Пожарский,
Вот перечень неполный тех
Кто спас России посох царский,
И иго ненавистных сверг
И каждый воин был герой
За Русь святую став горой.
Метки: